N°233 19 декабря 2002 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Не много, но с утра до вечера
Рейтингам у нас в стране пока доверять не принято: их составителей подозревают в манипуляции, да и статистику не считают наукой точной -- подумаешь, опросили 600 человек, как можно судить по ним о большой стране? Меж тем судить можно, и суждения иногда получаются любопытными. По данным социологической службы Gallup Media, рейтинги (то есть процент зрителей от общего числа по стране) программ и фильмов на канале «Культура» колеблются от нуля (утренний выпуск «Новостей культуры») до 4--5 % («Культурная революция» до перехода на РТР, «Вести на канале «Культура»). Для сравнения: рейтинг передач-рекордсменов, расположившихся на Первом канале («Старые песни о главном», «Убойная сила» или, скажем, концерт Максима Галкина), составлял от 20 до 30%. Если оперировать в долях (то есть в процентах от числа телезрителей, смотрящих телевизор в данный момент), можно констатировать, что в наиболее благоприятном для канала случае каждый десятый телевизор настроен на культурную волну. Неизменным успехом у публики пользуются старые фильмы (прежде всего советская классика) и мультики -- их доля стабильно составляет около пяти процентов и выше. Даже стопроцентно авторское «Древо желания» Тенгиза Абуладзе способно в полуночном эфире собрать четырехпроцентную долю зрителей. А уж «Республика ШКИД» в утреннем эфире праздничного дня соберет и все 9,1%. Что же касается авторских и информационных программ, то порой они могут конкурировать с кинопоказом, но не так стабильны. Интерес вызывают «продвинутый» «Культ кино», «Сферы», представляющие собой телеверсию культурного блока качественного глянцевого журнала (вроде «Каравана историй»), «Ночной полет» с известным телеведущим Андреем Максимовым, развлекательный «Блеф-клуб», «Машины времени» (об истории отечественных изобретений), «Острова» (о главных и неглавных действующих лицах в истории отечественного кино), «Личные воспоминания о большой жизни», построенные на использовании любительской кинохроники советских времен, и другие. Явный неудачник -- трехминутная «Афиша», совершенно не интересная зрителю, а стало быть, совсем не выполняющая своей функции.
Еще одна любопытная особенность «Культуры» в том, что число зрителей не слишком меняется в течение дня. Канал вызывает небольшой, но стабильный интерес с утра до вечера. Возникает ощущение, что большинство зрителей попадают на «Культуру» в какой-то степени случайно -- переключая каналы и в какой-то момент находя для себя что-то привлекательное: старый, запомнившийся с детства мультик, советскую киноклассику, рассказ об «интересном человеке» или просто разговор на любопытную тему. Чтобы к вечеру переключится на «Последнего героя», ток-шоу, голливудские блокбастеры, российские сериалы и новостные программы. Похоже, канал занял нишу резервуара «духовных ценностей», но не смог пока ни стать для зрителей источником информации о культурном процессе, ни осилить роль его активного участника.
Канал «Культура» существует всего пять лет, а кажется, что был всегда. К счастью, за это время гениальное решение Бориса Ельцина о создании свободного от рекламы и полностью посвященного «духовным ценностям» телеканала не было отменено, а в этом году даже получило новое развитие. С 1 ноября этого года на канале появилось новое оформление, возникли целые грозди новых программ, после ремонта здания Дома звукозаписи, куда переселилась редакция, возникли условия для собственного производства. За счет спутникового вещания канал теперь можно смотреть даже во Владивостоке, а также на территории бывшего СССР, и в ближайшее время его потенциальная аудитория составит 85 миллионов человек. Зритель к каналу благоволит, а специалисты отмечают положительную динамику. Но если уж все так хорошо складывается, то не пришла ли пора посмотреть на политику канала не умиленно и благодарно, а более трезво... >>
Так вышло, что по телеканалу «Культура» я в основном смотрю передачи о музыке -- как правило, классической. Некоторые концерты «великих и знаменитых» (особенно дирижеров Караяна, Бернстайна, Аббадо, Светланова, Рождественского, Федосеева) даже с удовольствием записываю на видак. Да и присутствие музыки на канале, на мой взгляд, куда более интересно артикулировано, нежели изобразительного искусства и архитектуры. Почему так вышло?.. >>
Рейтингам у нас в стране пока доверять не принято: их составителей подозревают в манипуляции, да и статистику не считают наукой точной -- подумаешь, опросили 600 человек, как можно судить по ним о большой стране? Меж тем судить можно, и суждения иногда получаются любопытными... >>
Телезрители судят доброжелательно, но не конкретно Мы опросили около полусотни человек, живущих в Москве и работающих или собирающихся работать в области искусства. Задавали им три вопроса: «Смотрите канал «Культура»?», «Что нравится больше всего?» и «Как освещают область вашего профессионального интереса?» Опубликовать все ответы, естественно, невозможно, но в целом у нас получилось вот что... >>
Несколько вопросов тому, кто знает, как надо рассказывать про новое в искусстве Культурные новости -- слабое звено практически всех информационных передач. Для обычных выпусков новостей культура -- падчерица. Понятно, что пространство культуры куда более разнородно и гораздо хуже разработано, чем поле политическое. Телезрителям не принято объяснять, кто такой Березовский или Закаев, так как про историю этих персонажей им рассказывают едва ли не ежедневно и подробно. А вот для событий из области культуры, как правило, нужны специальные комментарии, которые формат новостных передач не предусматривает. Поэтому обычные каналы обходятся сообщениями про хорошо известное -- могут рассказать про Большой театр, музей Эрмитаж или премьеру «Бонда». Для канала «Культура» такой подход неприемлем. Но найти свой способ решения этой проблемы -- информировать публику о повседневном течении культурной жизни последовательно и внятно -- ему пока не удалось. Не уверена, что такая задача осознанно на канале ставилась. Поскольку смотреть новостные выпуски на «Культуре», увы, не увлекательно. Очень много вопросов возникает к создателям этой программы... >>
Тезис «из всех искусств самым ненужным является словесность» за последние десять лет обрел статус аксиомы. Как дошли мы в нашей «литературоцентричной» стране до жизни такой, разговор отдельный. И не сегодняшний. Что имеем, то имеем. Как в негласной, но жесткой системе общественных ценностей, так и на ТВ, включая канал «Культура»... >>
Когда пять лет назад зачинался канал «Культура», я думал: «А что же будет там с массовой культурой?» Могла быть ругательская ругань в адрес попсы голимой, к примеру. Или могли показывать каких-нибудь безобидных Pet Shop Boys, сказав отечески: ну, эти вроде ничего, петь умеют, музыкальное образование присутствует. Любой вариант меня бы в принципе устроил -- только в первом случае я бы этот телеканал вообще не смотрел, во втором смотрел бы выборочно... >>
Плотные потоки академической музыки в сетке вещания «Культуры» кажутся необъятными. И это импонирует. Канал с легкостью позволяет себе то, на что не решается ни один другой: музыкальный отрывок может звучать самостоятельно, без закадрового текста, больше нескольких секунд подряд... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|