N°233
19 декабря 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  19.12.2002
Не много, но с утра до вечера
версия для печати
Рейтингам у нас в стране пока доверять не принято: их составителей подозревают в манипуляции, да и статистику не считают наукой точной -- подумаешь, опросили 600 человек, как можно судить по ним о большой стране? Меж тем судить можно, и суждения иногда получаются любопытными. По данным социологической службы Gallup Media, рейтинги (то есть процент зрителей от общего числа по стране) программ и фильмов на канале «Культура» колеблются от нуля (утренний выпуск «Новостей культуры») до 4--5 % («Культурная революция» до перехода на РТР, «Вести на канале «Культура»). Для сравнения: рейтинг передач-рекордсменов, расположившихся на Первом канале («Старые песни о главном», «Убойная сила» или, скажем, концерт Максима Галкина), составлял от 20 до 30%. Если оперировать в долях (то есть в процентах от числа телезрителей, смотрящих телевизор в данный момент), можно констатировать, что в наиболее благоприятном для канала случае каждый десятый телевизор настроен на культурную волну. Неизменным успехом у публики пользуются старые фильмы (прежде всего советская классика) и мультики -- их доля стабильно составляет около пяти процентов и выше. Даже стопроцентно авторское «Древо желания» Тенгиза Абуладзе способно в полуночном эфире собрать четырехпроцентную долю зрителей. А уж «Республика ШКИД» в утреннем эфире праздничного дня соберет и все 9,1%. Что же касается авторских и информационных программ, то порой они могут конкурировать с кинопоказом, но не так стабильны. Интерес вызывают «продвинутый» «Культ кино», «Сферы», представляющие собой телеверсию культурного блока качественного глянцевого журнала (вроде «Каравана историй»), «Ночной полет» с известным телеведущим Андреем Максимовым, развлекательный «Блеф-клуб», «Машины времени» (об истории отечественных изобретений), «Острова» (о главных и неглавных действующих лицах в истории отечественного кино), «Личные воспоминания о большой жизни», построенные на использовании любительской кинохроники советских времен, и другие. Явный неудачник -- трехминутная «Афиша», совершенно не интересная зрителю, а стало быть, совсем не выполняющая своей функции.

Еще одна любопытная особенность «Культуры» в том, что число зрителей не слишком меняется в течение дня. Канал вызывает небольшой, но стабильный интерес с утра до вечера. Возникает ощущение, что большинство зрителей попадают на «Культуру» в какой-то степени случайно -- переключая каналы и в какой-то момент находя для себя что-то привлекательное: старый, запомнившийся с детства мультик, советскую киноклассику, рассказ об «интересном человеке» или просто разговор на любопытную тему. Чтобы к вечеру переключится на «Последнего героя», ток-шоу, голливудские блокбастеры, российские сериалы и новостные программы.

Похоже, канал занял нишу резервуара «духовных ценностей», но не смог пока ни стать для зрителей источником информации о культурном процессе, ни осилить роль его активного участника.
Алексей МЕДВЕДЕВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  19.12.2002
Канал «Культура» существует всего пять лет, а кажется, что был всегда. К счастью, за это время гениальное решение Бориса Ельцина о создании свободного от рекламы и полностью посвященного «духовным ценностям» телеканала не было отменено, а в этом году даже получило новое развитие. С 1 ноября этого года на канале появилось новое оформление, возникли целые грозди новых программ, после ремонта здания Дома звукозаписи, куда переселилась редакция, возникли условия для собственного производства. За счет спутникового вещания канал теперь можно смотреть даже во Владивостоке, а также на территории бывшего СССР, и в ближайшее время его потенциальная аудитория составит 85 миллионов человек. Зритель к каналу благоволит, а специалисты отмечают положительную динамику. Но если уж все так хорошо складывается, то не пришла ли пора посмотреть на политику канала не умиленно и благодарно, а более трезво... >>
  • //  19.12.2002
Так вышло, что по телеканалу «Культура» я в основном смотрю передачи о музыке -- как правило, классической. Некоторые концерты «великих и знаменитых» (особенно дирижеров Караяна, Бернстайна, Аббадо, Светланова, Рождественского, Федосеева) даже с удовольствием записываю на видак. Да и присутствие музыки на канале, на мой взгляд, куда более интересно артикулировано, нежели изобразительного искусства и архитектуры. Почему так вышло?.. >>
  • //  19.12.2002
Рейтингам у нас в стране пока доверять не принято: их составителей подозревают в манипуляции, да и статистику не считают наукой точной -- подумаешь, опросили 600 человек, как можно судить по ним о большой стране? Меж тем судить можно, и суждения иногда получаются любопытными... >>
  • //  19.12.2002
Телезрители судят доброжелательно, но не конкретно
Мы опросили около полусотни человек, живущих в Москве и работающих или собирающихся работать в области искусства. Задавали им три вопроса: «Смотрите канал «Культура»?», «Что нравится больше всего?» и «Как освещают область вашего профессионального интереса?» Опубликовать все ответы, естественно, невозможно, но в целом у нас получилось вот что... >>
  • //  19.12.2002
Несколько вопросов тому, кто знает, как надо рассказывать про новое в искусстве
Культурные новости -- слабое звено практически всех информационных передач. Для обычных выпусков новостей культура -- падчерица. Понятно, что пространство культуры куда более разнородно и гораздо хуже разработано, чем поле политическое. Телезрителям не принято объяснять, кто такой Березовский или Закаев, так как про историю этих персонажей им рассказывают едва ли не ежедневно и подробно. А вот для событий из области культуры, как правило, нужны специальные комментарии, которые формат новостных передач не предусматривает. Поэтому обычные каналы обходятся сообщениями про хорошо известное -- могут рассказать про Большой театр, музей Эрмитаж или премьеру «Бонда». Для канала «Культура» такой подход неприемлем. Но найти свой способ решения этой проблемы -- информировать публику о повседневном течении культурной жизни последовательно и внятно -- ему пока не удалось. Не уверена, что такая задача осознанно на канале ставилась. Поскольку смотреть новостные выпуски на «Культуре», увы, не увлекательно. Очень много вопросов возникает к создателям этой программы... >>
  • //  19.12.2002
Тезис «из всех искусств самым ненужным является словесность» за последние десять лет обрел статус аксиомы. Как дошли мы в нашей «литературоцентричной» стране до жизни такой, разговор отдельный. И не сегодняшний. Что имеем, то имеем. Как в негласной, но жесткой системе общественных ценностей, так и на ТВ, включая канал «Культура»... >>
  • //  19.12.2002
Когда пять лет назад зачинался канал «Культура», я думал: «А что же будет там с массовой культурой?» Могла быть ругательская ругань в адрес попсы голимой, к примеру. Или могли показывать каких-нибудь безобидных Pet Shop Boys, сказав отечески: ну, эти вроде ничего, петь умеют, музыкальное образование присутствует. Любой вариант меня бы в принципе устроил -- только в первом случае я бы этот телеканал вообще не смотрел, во втором смотрел бы выборочно... >>
  • //  19.12.2002
Плотные потоки академической музыки в сетке вещания «Культуры» кажутся необъятными. И это импонирует. Канал с легкостью позволяет себе то, на что не решается ни один другой: музыкальный отрывок может звучать самостоятельно, без закадрового текста, больше нескольких секунд подряд... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика