Время новостей
     N°233, 19 декабря 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.12.2002
Не много, но с утра до вечера
Рейтингам у нас в стране пока доверять не принято: их составителей подозревают в манипуляции, да и статистику не считают наукой точной -- подумаешь, опросили 600 человек, как можно судить по ним о большой стране? Меж тем судить можно, и суждения иногда получаются любопытными. По данным социологической службы Gallup Media, рейтинги (то есть процент зрителей от общего числа по стране) программ и фильмов на канале «Культура» колеблются от нуля (утренний выпуск «Новостей культуры») до 4--5 % («Культурная революция» до перехода на РТР, «Вести на канале «Культура»). Для сравнения: рейтинг передач-рекордсменов, расположившихся на Первом канале («Старые песни о главном», «Убойная сила» или, скажем, концерт Максима Галкина), составлял от 20 до 30%. Если оперировать в долях (то есть в процентах от числа телезрителей, смотрящих телевизор в данный момент), можно констатировать, что в наиболее благоприятном для канала случае каждый десятый телевизор настроен на культурную волну. Неизменным успехом у публики пользуются старые фильмы (прежде всего советская классика) и мультики -- их доля стабильно составляет около пяти процентов и выше. Даже стопроцентно авторское «Древо желания» Тенгиза Абуладзе способно в полуночном эфире собрать четырехпроцентную долю зрителей. А уж «Республика ШКИД» в утреннем эфире праздничного дня соберет и все 9,1%. Что же касается авторских и информационных программ, то порой они могут конкурировать с кинопоказом, но не так стабильны. Интерес вызывают «продвинутый» «Культ кино», «Сферы», представляющие собой телеверсию культурного блока качественного глянцевого журнала (вроде «Каравана историй»), «Ночной полет» с известным телеведущим Андреем Максимовым, развлекательный «Блеф-клуб», «Машины времени» (об истории отечественных изобретений), «Острова» (о главных и неглавных действующих лицах в истории отечественного кино), «Личные воспоминания о большой жизни», построенные на использовании любительской кинохроники советских времен, и другие. Явный неудачник -- трехминутная «Афиша», совершенно не интересная зрителю, а стало быть, совсем не выполняющая своей функции.

Еще одна любопытная особенность «Культуры» в том, что число зрителей не слишком меняется в течение дня. Канал вызывает небольшой, но стабильный интерес с утра до вечера. Возникает ощущение, что большинство зрителей попадают на «Культуру» в какой-то степени случайно -- переключая каналы и в какой-то момент находя для себя что-то привлекательное: старый, запомнившийся с детства мультик, советскую киноклассику, рассказ об «интересном человеке» или просто разговор на любопытную тему. Чтобы к вечеру переключится на «Последнего героя», ток-шоу, голливудские блокбастеры, российские сериалы и новостные программы.

Похоже, канал занял нишу резервуара «духовных ценностей», но не смог пока ни стать для зрителей источником информации о культурном процессе, ни осилить роль его активного участника.

Алексей МЕДВЕДЕВ