N°224
05 декабря 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫЙ ПЛАН
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  05.12.2006
Анатомический театр
версия для печати
Т. Корагессан Бойл. После чумы. Пер с англ. С. Слободнюк, Е. Кирцидели, А. Желтова. -- М.: АСТ-Транзиткнига, 2006.

«После чумы», шестой по счету сборник рассказов Корагессана Бойла, был признан американскими критиками образцом короткой прозы и рекомендован для изучения студентам университетов. В России писателя знают по двум сатирическим романам -- «Восток есть Восток» и «Дорога в город счастья». В первом случае речь шла о коке-полукровке, сбежавшем с японского судна, который оказался в компании американских писателей, отвисающих в доме отдыха под названием «Танатопсис-хаус». В «Дороге» Бойл выставил на всеобщее осмеяние нравы не только литературного истеблишмента, но и всех жителей Америки, закрутив сюжет вокруг новейшей диеты, основанной на пожирании кукурузных хлопьев.

Корагессан Бойл никогда не удовлетворяется одной лишь социальной сатирой, как его популярный соотечественник Кристофер Бакли: актуальные моменты нужны Бойлу лишь для того, чтобы побольнее «укусить» читателя, а потом аккуратно надавливать на образовавшиеся болевые точки. Каждый из рассказов сборника «После чумы» смахивает на краткую историю болезни, отдельные симптомы которой лишь дополняют характеристику масштабной эпидемии.

Бойл сознательно выбирает в качестве строительного материала повседневный быт, чтобы под видом типовых сооружений нагромоздить лабиринты потайных комнат, из которых по ходу сюжета то и дело будут вываливаться живописные скелеты. Поступки людей он мотивирует основными законами элементарной биологии, которые с течением времени инвертируются и превращаются в свою же противоположность. Так, инстинкт продолжения рода обретает весьма странные черты в рассказе «Моя любовь», героиня которого выкидывает на помойку младенца, убежденная в том, что произвела на свет мутанта, осквернившего ее романтические чувства.

Иногда Бойл кажется излишне физиологичным, но надо помнить, что анатомия для него -- единственный способ идентификации современного человека как представителя древнего вида. Героиня рассказа «Моя детка» -- фанатичная спортсменка, которая никак не может выиграть многоборье, несмотря на строгий режим, углеводную диету, прирост мышечной массы и регулярные тренировки; лишь изнасилованная накануне старта пьяным бойфрендом, она наконец финиширует первой, движимая злобой и жаждой мести. Бойл отводит несколько страниц под описание того, как жадно героиня поглощает перед соревнованиями пищу, как работают ее челюстные мышцы и как натягиваются ее сухожилия при виде соперницы.

На автоматических ритуалах повседневной жизни (еда, сон, секс) писатель умудряется взрастить таких мутантов, что иным фантастам впору брать уроки. Ключевым сюжетом сборника вполне может считаться история про выживших после апокалипсической катастрофы людей, которые мучаются от совместной жизни с себе подобными моральными уродами. За основу берется первейший биологический закон, согласно которому всегда побеждает сильнейший, а в качестве доказательства прилагается список элементарных составляющих этой силы. Безумие рождается у Бойла из банальных бытовых ситуаций и к ним же в конце концов и возвращается. Так что, несмотря на общий пессимизм и натуралистичные изыскания, читать «После чумы» скорее забавно, чем страшно: политкорректный американец искусно балансирует на грани натурализма и черного юмора, явно отдавая предпочтение последнему.

Марек Краевский. Призраки Бреслау. Перевод с польского С. Соколова. -- М.: Фантом Пресс, 2007.

Поляк Краевский -- еще один мастер испытывать нервную систему читателя, озадачив его с самого начала неприятными анатомическими подробностями, а лишь потом уж пояснив, к чему весь этот цирк устроен. Сюжет его исторического детектива начинается с обнаружения на набережной славного города Бреслау (нынешнего Вроцлава) четырех трупов, изуродованных самым живописным образом, с приложенной к месту преступления запиской, в которой обозначаются правила игры. Каким-то образом в этой истории оказывается замешан инспектор местной полиции Эберхард Мок -- интеллектуал, кутила и бабник, -- к которому адресует свои послания преступник. По ходу сюжета герой должен разгадать сложную шараду, ключевым элементом которой является его недавнее прошлое, а необходимые составляющие он при желании может обнаружить в собственных сновидениях.

«Призраки Бреслау» скроены по модному сейчас лекалу историко-мистического романа, где фантастические элементы плотно увязаны с заархивированной документальной фактурой. В каком-то смысле Марек Краевский идет по стопам своего соотечественника Стефана Хвина, так что при желании его роман можно использовать в качестве путеводителя по городу Вроцлаву (с хвиновским «Ханеманом» в руках туристы не первый год бродят по окрестностям Гданьска). Черный натурализм первых эпизодов постепенно уступает место фантастическому течению сюжета. И если правильно следить за хронологией глав, можно принять участие в расследовании, насыщенном интеллектуальными и историческими аллюзиями. Чтение такого рода подобно увлекательной игре, неизменно оставляющей по истечении ощущение легкого неудовлетворения.
Наталия БАБИНЦЕВА
//  читайте тему  //  Круг чтения


  КУЛЬТУРА  
  • //  05.12.2006
"Вы не оставите меня" Аллы Суриковой на московских экранах
1952 год. Нестоличный город, который глухой провинцией, впрочем, не назовешь. Местный чекистский босс (Михаил Боярский) играет в теннис с иностранцами и отлично изъясняется по-английски, столичные музыканты приезжают сюда на гастроли (роль орденоносного скрипача-виртуоза стала блистательным камео Николая Фоменко), а драмтеатр городка прославлен на всю страну... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  05.12.2006
Виктор Баженов
Постановкой «Орфея» завершается фестиваль NET
Израильская театральная группа «Клипа» -- это всего два человека, Идит Херман и Дмитрий Тюльпанов. Она танцевала в Израиле в театре современного танца, он работал в дни создания петербургского «Дерева» вместе с Антоном Адасинским. Встретились и учредили свой театр... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  05.12.2006
Премьера «Набукко» в «Новой опере»
Театр «Новая опера» -- удивительное место. По каким законам и правилам он существует после смерти харизматичного лидера Евгения Колобова, так сразу не разберешься... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  05.12.2006
Т. Корагессан Бойл. После чумы. Пер с англ. С. Слободнюк, Е. Кирцидели, А. Желтова. -- М.: АСТ-Транзиткнига, 2006... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика