N°221 28 ноября 2005 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Почти в натуральную величину В Токио прошел фестиваль памяти Николая Дмитриева
В витрине любой японской забегаловки обязательно выставлены блюда, которые есть в меню. Не сразу замечаешь, что это искусные муляжи, большие, чем сами кушанья.
Ощутить, что в Японии, как в Греции, все есть, можно и у себя дома. При этом японцы, похоже, не испытывают комплексов, когда едут в Тулу со своим самоваром. Например, последний проект мастера на все руки Казутоки Умезу (он привозил его в октябре в московский «Дом») -- это «Коматча Клезмер», знакомый по фильмам Эмира Кустурицы еврейско-цыганско-балканский микс. Первым из компакт-дисков, который успел подготовить артдиректор «Дома» Николай Дмитриев для своей фирмы «Длинные руки» (выпущен прошлым летом, уже после смерти Дмитриева), стал дуэт Play Time Доктора Умезу и такого же, как он, универсального виртуоза, питерского контрабасиста Владимира Волкова. Умезу-сан выступил инициатором Dom Fes in Japan in the memory of Nikorai A. Dmitriev -- фестиваля «Дома» в Японии памяти Никорая Дмитриева. «Р» вместо «л» -- лучшее доказательство того, что имя Дмитриева в Стране восходящего солнца знали не понаслышке: его писали своей азбукой -- «катаканой», где «л» отсутствует. Казутоки и ветеран японской джазовой критики, историк и концертный агент Теруто Соедзима на три дня собрали в клубе «Бадди» чуть ли не всех, кто когда-либо выступал с подачи Дмитриева в России. Сам Казутоки вместе с Волковым был все три вечера на арене джаз-клуба. Похожего на все джаз-клубы мира, но с «джазовыми портретами» художника Макото Вада, описанными Харуки Мураками. В соответствии с эстетикой «Дома» в «Бадди» царила атмосфера новой импровизационной музыки. Свободный джаз из 60-х от барабанщика Нонака Гоку и его трио Ningenkokuho был больше чем в натуральную величину -- громче, агрессивнее, напористее. Саксофонист Йосиаки Фудзикава с трубачом Ичию Комийя опирались на местный колорит: буддийский монах Ичию Комийя декламировал японские мантры, которые сами собой превращались в джазовые импровизации. Знаменитый специалист по электронным шумам Отомо Йошихиде тоже обратился к 60-м -- показал на электрогитаре-соло деконструкцию «Одинокой женщины» Орнетта Коулмэна. Шумовик К.К. Нулл сопровождал поток своего «шумового» сознания чуть ли не танцевальными ритмами. Культовый вокалист Коичи Макигами явно в России воспринял идею театрализации выступления. Южнокорейский дуэт ударника Пак Дзе Чуна и пианистки Мийеон на концертах продолжал опыты джазового авангарда Сесила Тэйлора-Санни Меррея. В японском контексте то же самое звучало в духе академического постминимализма школы Луи Андриссена. Недавно потрясшее нашу публику авангардное варьете «Шибуса Ширазу» не меньше нравится у себя на родине: в «Бадди» пришлось даже заменить столики рядами стульев и танцполом. «Шибуса Ширазу» -- это «Поп-механика» Сергея Курехина. И тоже больше чем в натуральную величину. Даже Курехину не приходило в голову, что «поп-механически» двигаться могут не музыканты, а те, кто этому специально обучен. В данном случае танцоры буто и дискотечные go go girls. Единственный известный за узкими пределами новоджазовых революционеров музыкант, пианист Масахико Сато, заработавший имя аккомпанементом американским певицам и электрическими обработками популярной классики, чувствовал себя в коллективной импровизации как рыба в воде. Его дуэты и трио с Волковым и Умезу -- джазовый авангард высшей пробы. Вдова Дмитриева Людмила решила показать японцам композитора Владимира Мартынова и скрипачку Татьяну Гринденко. Хотя Мартынов сыграл свое самое близкое джазу сочинение -- «Танцы на берегу», а Гринденко -- его дзен-буддистский «Коан», японская аудитория была к этому не готова. Зато японцы узнали, чем еще славен «Дом» Никорая Дмитриева. Если бы нашлись средства на фольклорных артистов, «Дом» был бы воспроизведен в Токио в натуральную величину.
«Эмилия Галотти» -- главное событие фестиваля NET Спектакль Михаэля Тальхаймера, поставленный в берлинском Дойчес театре, чрезвычайно удобен для запоминания. Он короток, энергичен, выстроен искусно и строго. Ничего лишнего и, как может показаться, ничего личного... >>
Сто двадцать пять лет назад родился Александр Блок После Пушкина Блок, несомненно, самый бесспорный русский поэт. И самый спорный. Дабы ощутить бесспорность Блока, должно вспомнить о том, как складывались судьбы -- прижизненные и посмертные -- всех прочих русских поэтов... >>
В Айдан-галерее открылась выставка Гора Чахала Выставка называется «Архитектура умопостигаемого мира». На нее ни в коем случае не надо идти компанией. Главное, чтобы имена Бога, запечатленные Гором в золотой графике на стенах галереи, не перекрывались посторонними силуэтами и праздными словами... >>
В Токио прошел фестиваль памяти Николая Дмитриева В витрине любой японской забегаловки обязательно выставлены блюда, которые есть в меню. Не сразу замечаешь, что это искусные муляжи, большие, чем сами кушанья... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|