N°107
20 июня 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  20.06.2005
Чистая речь
Премьеры «Мастерской радиотеатра»

версия для печати
На радио «Культура» (91,6 FM) июнь объявлен месяцем премьер. Заработал проект Марины Багдасарян, представляющийся мне самым важным радийным проектом последнего времени. Да, я гляжу со своей колокольни: что имеет отношение к театру, то и важно. Но постараюсь доказать, что мой взгляд не так уж субъективен.

Задача «Культуры» проста: вдохнуть жизнь в искусство радиотеатра, изрядно за последние годы захиревшее. Задача трудна, но выполнима. Учитывая растущую популярность аудиокниг и обилие пиратских записей со старыми постановками (в прошлом году Олег Табаков возбуждал процесс против фирм «Мелодия» и «ТВИК-Лирек»), «Мастерская радиотеатра» взялась за дело вовремя.

В первые июньские выходные можно было услышать лермонтовский «Маскарад» в постановке Михаила Козакова и «Слепых» Метерлинка в постановке Александра Пономарева. Потом прозвучали еще две пономаревские работы: «Красивый деспот» Евреинова и «Все о любви» по рассказам Тэффи (Пономарев -- один из самых тонких «слухачей» в нашем театре, аудиоспектаклями он занят уже лет пятнадцать). Наконец, только что вышла радиоверсия «Братьев и сестер» Льва Додина: мощный четырехчасовой спектакль, в котором занята чуть ли не вся труппа Малого драматического театра -- Театра Европы.

Если читатель об этом не слышал, если он вообще не слушает радио «Культура», это печально, но объяснимо. «Культуру», судя по майскому опросу службы КОМКОН-2, слушают всего 2,2 % москвичей в возрасте от 12 лет и старше. Для сравнения: у «Русского радио» -- 22,5%; у «Эха Москвы» -- 11,7%; у «Голоса Америки» -- 0,7%. В рассуждении рейтинга «Мастерская радиотеатра» вряд ли способна на многое. Может быть, к «Культуре» прирастут доли десятых, может быть, она в комконовских таблицах обгонит «Свободу» -- все это радости внутреннего пользования. Важно то, как радиотеатр возвращает нас к исконному смыслу римского слова cultura, скалькированного с греческого слова paideia. Греки и римляне в виду имели прежде всего воспитание чувств и лишь во вторую очередь -- усваивание знаний и правил приличия. Сократ не умел вести себя прилично, Сенека -- умел, но в сфере paideia беседы приставучего Сократа значат больше, чем «Нравственные письма к Луцилию».

Культурный смысл радиотеатра -- воспитание умного слуха, испытывающего идиосинкразию к фальши. Люди с хорошим слухом могут не знать, насколько верна информация, которую им сообщает медийный холдинг, но, если говорящий человек сознательно наврет в комментариях, они это почувствуют. Радиотеатр, разрастись он так, как мнится Багдасарян, не оставил бы шансов на популярность людям, зарабатывающим на жизнь продажным голосом. И это было бы счастье.

Мы читаем стихи не только ради наслаждения -- они учат передавать сложные мысли в предельно сжатой форме. Мы читаем стихи вслух потому, что выбрать одну интонацию, сделать паузу, повысить или понизить тон -- это способ не только уточнить мысль, но и присвоить ее, сделать своим достоянием, позволить мысли овладеть нами. В радиотеатре любая фраза, одновременно адресованная микрофону, партнеру и слушателю, так же насыщена смыслом, как стихотворная строка. Дилетанты пугаются, впервые прослушав то, что у них получилось в записи. Они не узнают себя в чересчур ярко звучащем голосе, свой раствор мыслей и чувств в этом конденсате. Мастерам эффект перенасыщенности радийной речи и кристаллизации отдельных слов прекрасно известен.

Лучший пример -- игра Марии Бабановой в радиоспектакле Анатолия Васильева «Портрет Дориана Грея» (1981). Голос стареет медленнее, чем все прочее в человеке; у Бабановой он взлетал в такие хрустальные высоты, что дух захватывало. Гностики II--III веков от Р.Х. были не дураки. Их идеи насчет того, что все лучшее и вечное страдает, находясь в плену у косной материи, что задача души -- освободиться из плена и вернуться к целокупной Плероме, могли бы стать философской основой радиотеатра. Волшебный бабановский голос, освобожденный от неподатливой старческой телесности, был неоспоримо прекрасен, ее игру следовало оценивать по однобалльной шкале -- гениально. Впрочем, нынешний Арбенин Михаила Козакова -- это тоже очень и очень неплохо.

Козаков сделал три замечательные вещи. Первая -- он укротил свой артистический эгоизм. Обычно стихи в исполнении Михаила Козакова звучат так, словно он сам их вчера написал: актер закладывает такие интонационные виражи, что автору приходится уходить с трассы. С Лермонтовым он обходится деликатно. Возможно, потому что артист и автор находятся в почти равном удалении от героя. Арбенин для Лермонтова -- это «я» плюс несколько десятков лет в обстоятельствах стиля; для Козакова -- «я» минус несколько десятков лет в давно забытых обстоятельствах стиля: в общем, позиции уравновешены. Получается гибко, ярко и с большим вниманием к предмету разговора, чем к себе. Арбенин стал лучшей большой ролью Козакова за последние годы.

Вторая замечательная вещь: режиссер и исполнитель главной роли нашел себе товарищей в искусстве дивном -- актеров «Мастерской Петра Фоменко». Лучше них с поэтической драмой сейчас не справляется никто: учитель воспитал в «фоменках» чувство собственного достоинства, навык учтивости и музыкальный слух, а это и есть залоги верного обращения со стихами. Полина Кутепова (Нина), Галина Тюнина (баронесса Штраль), Кирилл Пирогов (князь Звездич) необыкновенно хороши, причем по-разному хороши. Кутепову в роли Нины можно узнать немедля, а Тюнину приходится разгадывать долго: разность приспособлений была бы интересна для специалиста. Возможности, которые дает работа с чистой речью, оказались лакомы. На «Культуре» не говорят впрямую, что «фоменки» уже готовы к следующей работе, но намекают: нечто подобное возможно, влюбились они в радиотеатр -- и правильно сделали. Так что вперед.

«Братья и сестры» Льва Додина -- проект, который по-честному надо назвать музейным. Было бы неправдой сказать, что великий спектакль устарел; необходимо сказать, что он постарел. Увядание великого спектакля и способность радиотеатра заново понять его жизнь будут темой следующей статьи.
Александр СОКОЛЯНСКИЙ


  КУЛЬТУРА  
  • //  20.06.2005
AP
Московский кинофестиваль начался по-деловому
Никита Михалков, президент ММКФ, на этот раз был без шарфа -- неизменного доселе атрибута церемонии открытия. Смокинг, бабочка -- все наличествовало, а шарфа не было. Внимательные наблюдатели уже по одному этому факту должны были сделать вывод о переменах в регламенте... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  20.06.2005
Пина Бауш поставила «Орфея и Эвридику» в Парижской опере
Это не то чтобы только балет и не то чтобы только опера -- два вида театра сплавлены воедино. На сцене два Орфея, две Эвридики, два Амура -- для каждого персонажа есть оперный и балетный артисты... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  20.06.2005
Денис Синяков
Национальным бестселлером выбрали роман Михаила Шишкина
Почетный председатель малого жюри премии «Национальный бестселлер» размыкает уста лишь в том случае, если голоса шести обычных судей раскладываются строго поровну (трое на трое, или три раза по два, или -- чем черт не шутит -- каждый из шести членов жюри отмечает «только своего» романиста; в нынешнем шорт-листе было шесть опусов)... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  20.06.2005
Премьеры «Мастерской радиотеатра»
На радио «Культура» (91,6 FM) июнь объявлен месяцем премьер. Заработал проект Марины Багдасарян, представляющийся мне самым важным радийным проектом последнего времени. Да, я гляжу со своей колокольни: что имеет отношение к театру, то и важно... >>
  • //  20.06.2005
Сегодня открывается международный конкурс артистов балета
Конкурс нынче десятый, юбилейный. Первый прошел в 1969 году, затем было решено устраивать состязания каждые четыре года... >>
//  читайте тему:  Танец
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика