N°168
10 сентября 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  10.09.2003
Рыцари иглы и штихеля
В Музее изобразительных искусств открылась выставка «Искусство офорта»

версия для печати
Художник-гравер -- это в одном лице и д'Артаньян, и Сирано. Иглой он обязан владеть как шпагой: колоть металлическую доску быстро, виртуозно, точно. Одновременно ему пристало быть философом, поэтом, меланхоликом. И яркому дневному свету предпочитать бархатный мрак ночи, из которого проступают сонмы причудливых сверкающих образов. О таких рыцарях иглы и штихеля рассказывает выставка, представляющая коллекцию Гравюрного кабинета ГМИИ имени А.С. Пушкина. Ее тема -- пять веков офортного искусства. В отличие от других техник (резцовой гравюры, например) офорт -- самая гибкая и универсальная. Eau-forte в переводе с французского означает «неочищенная азотная кислота». Кислотой травят процарапанную иглой сквозь кислотоупорный лак доску. Протравленные участки образуют зеркальную основу будущей композиции. В эти бороздки тампоном вбивается краска, на пластину кладут лист бумаги и прокатывают между параллельными валиками печатного станка. В результате краска выдавливается на бумагу... Voila! Негатив становится позитивом и отпечатывается на листе. В день вернисажа процесс создания офорта демонстрировали специально приглашенные художники, печатавшие свои творения на шикарном старинного вида станке с ручкой-колесом под одобрительный гул благодарной публики.

Создание офорта можно уподобить благородному и сдержанному ритуалу, а кабинеты -- собрания печатных листов -- покоям в родовых замках аристократии. И хранителей гравюрных кабинетов не вообразить себе иначе как потомственных дворян, тех же рыцарей. Такому дворянину Музея изящных искусств, Евгению Левитину (1930--1998), и посвящена открывшаяся выставка. Она стала последним проектом выдающегося специалиста, задуманным им еще в конце 1980-х годов и воплотившимся только сегодня, спустя пять лет после его кончины. Огромной удачей можно считать выход прекрасно изданного каталога собрания офортов ГМИИ. Вступительная статья и аннотации всех произведений коллекции сделаны были самим Евгением Семеновичем. Иные описания, прежде всего произведений великого Рембрандта, чье графическое творчество Евгений Левитин знал до последнего штриха, завораживают так же, как превращение в офорте голландца белой плоскости во влажный мерцающий ночной воздух. О сцене «Положение во гроб» ученый писал, например, что в молчании тьмы «свет трепещет по краям фигур, подобно рыданию». А в портрете друга Рембрандта Яна Сикса Левитин наблюдает, как падающий из окна свет «осторожно взвешивается» художником. Да, рыцарское искусство офорта требует от зрителя и интерпретатора соответствующего воспитания: зоркий глаз, тонкий вкус, изящный слог. Сходите на выставку -- попробуйте быть адекватными.

Подпись к иллюстрации: Фауст с офорта Рембрандта подобен испытующему пропорции вселенских света и тьмы художнику-граверу
Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки

  КУЛЬТУРА  
  • //  10.09.2003
Завтра выходит в прокат "Бассейн" Франсуа Озона
Английская писательница Сара Мортон (Шарлотта Ремплинг) в поисках вдохновения приезжает в Прованс на виллу своего издателя и в уединении начинает писать детектив "Дорвелл надевает юбку". Однако необходимое для работы спокойствие нарушает неожиданный приезд дочки издателя Жюли (Людивин Санье)... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  10.09.2003
В клубе "Дом" Александр Пепеляев представил премьеру нового спектакля
Саша Пепеляев, худрук театра "Кинетик", что на днях открыл свой десятый сезон в клубе "Дом", может назвать свой спектакль "Амальгама", "Вид русской могилы из Германии" или, как вот только что вышедшую премьеру, "10 прозрачных полумесяцев". Он даже может утверждать, что его сочинения имеют какую-то связь с определенным автором или произведением (в данном случае -- Михаил Елизаров, пришедший на смену многократно помянутому Хармсу; "полумесяцы" -- это по повести "Ногти")... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  10.09.2003
В Музее изобразительных искусств открылась выставка «Искусство офорта»
Художник-гравер -- это в одном лице и д'Артаньян, и Сирано. Иглой он обязан владеть как шпагой: колоть металлическую доску быстро, виртуозно, точно. Одновременно ему пристало быть философом, поэтом, меланхоликом. И яркому дневному свету предпочитать бархатный мрак ночи, из которого проступают сонмы причудливых сверкающих образов. О таких рыцарях иглы и штихеля рассказывает выставка, представляющая коллекцию Гравюрного кабинета ГМИИ имени А.С. Пушкина... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  10.09.2003
Писать о Харуки Мураками не хочется совсем. Не потому, что Харуки плохой. Хороший Харуки. Но надоел, сил нет. Никто же не станет всерьез говорить о достоинствах творчества Бориса Гребенщикова в 2003 году. Вот и Мураками всеми литературными потрохами принадлежит эпохе 80-х. Тогда сложился термин "эра пустоты", а в Америке подросло "нет-поколение". Попробуйте вспомнить стиль конца восьмидесятых. Тихий ужас. Сейчас так наряжают персонажей трэш-фильмов, чтобы чудовищнее смотрелись... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика