N°232
18 декабря 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  18.12.2002
Поттер ликующий
Завод по производству целлулоидных волшебников запущен всерьез и надолго

версия для печати
Кинематографисты очень любят людей, а детей в особенности. Любят и берегут. Не дай бог, фильм окажется чересчур оригинальным, новым и непривычным -- предохранители в голове перегореть могут. Творческое воображение -- штука опасная. Поэтому лучше уж ограничиться ремейками, экранизациями, сиквелами-приквелами и прочими перелицовками. Посмотрев двадцатого по счету Бонда, нельзя не подивиться программной вторичности современной кинокультуры. Радуйтесь, господа постмодернисты. Мы так долго ругали авторское кино за его высокомерие и монологизм, что автор в кино действительно умер, причем не своей смертью.

На следующей неделе в российский кинопрокат выйдет фильм «Гарри Поттер и Тайная Комната», вторая из обещанных семи картин о мальчике-волшебнике, очередной претендент на титул кассового чемпиона всех времен и народов. Сюжет пересказывать не буду. Если вы до сих пор не знаете, кто такой Гарри Поттер, чему учат в Хогвартсе и с какой платформы отправляется туда карминово-красный поезд, то не узнаете об этом уже никогда. Биографы писательницы Джоан Роулинг, придумавшей Поттера, рассказывают трогательную историю о том, как безработная домохозяйка строчила будущий бестселлер в захудалом кафе. Может быть, бедность стимулирует фантазию, но, как бы то ни было, Роулинг удалось если и не создать что-то новое, то по крайней мере расположить знакомые кубики в новом порядке. Ее городская легенда о параллельном мире добрых и злых волшебников, так похожем на наш, пришлась ко двору.

И тут же в Голливуде запустили завод по производству целлулоидных Поттеров. Робкие ростки роулинговской фантазии вырвал с корнем опытный Крис Коламбус («Один дома», «Мачеха»). И если в первом фильме («Гарри Поттер и Философский Камень») чудеса компьютерной графики еще способны были отвлечь внимание от рабской несостоятельности режиссуры, то ко второму все стало ясно. В «Тайной Комнате» есть ровно одна удачная сцена -- пустяшная в принципе, но остроумная и веселая: заколдовавший сам себя Рон Уизли, бледный, как семиклассник, впервые тайком хлебнувший водки на свадьбе старшей сестры, выблевывает из себя гигантских слизняков. Так и ее с пугающей безошибочностью требуют вырезать заботливые менеджеры кинотеатров -- дескать, детишек начинает тошнить. Меньше надо было жрать попкорна, дети.

(Справедливости ради надо отметить, что есть в картине и еще одна удача -- Кеннет Бранна в роли Златопуста Локонса. Но тут помог случай: из-за проблем с графиком съемок отпал сладенький Хью Грант, изначально приглашенный режиссером на эту роль.)

Киноверсии Коламбуса следуют книге с анекдотической точностью. Вот, например, Роулинг, не принадлежа к числу прирожденных стилистов, любит заканчивать каждую вторую главу фразой «Никогда еще Гарри не был так счастлив» или «Это был самый счастливый день в его жизни». (Господи, что же будет с пацаном к концу седьмой книги? Каких таких высот блаженства он достигнет?!) У Коламбуса этой фразе соответствует регулярно повторяющийся актерский миниэтюд «Поттер радуется». Сделав какую-нибудь гадость (натравив на Дурсли-младшего змею или выкинув Дурсли-старшего из окна), исполнитель главной роли Даниэл Рэдклифф суживает глазки, растягивает в улыбке непослушные губы, судорожно и скованно машет ручками и пищит как полузадушенная морская свинка. Смотреть на это невыносимо.

Самое удивительное, что при формально точном следовании книге из экранизации напрочь исчезают те моменты, которые превращали Поттера в идеальный объект для сочувствия и отождествления в небрежно исполненном, но правильно придуманном первоисточнике. Коламбус забывает про сиротство героя и его одиночество, про непосильное бремя ответственности и растерянность подростка, ставшего игрушкой высших сил. У него Поттер только радуется. Ну еще изредка сражается с нестрашными компьютерными монстрами, а потом опять радуется.

Впрочем, для поклонников творчества Роулинг есть и хорошие новости. Следующую книжку («Гарри Поттер и Узник Азкабана»), на мой взгляд, пока лучшую из цикла, будет экранизировать не Крис Коламбус, а несколько более творчески раскрепощенный мексиканец Альфонсо Куарон («Маленькая принцесса», «И твою маму тоже»). А там, глядишь, и вопиюще бесталанный Рэдклифф подрастет, покроется юношескими прыщами, и его в срочном порядке заменят на Хэйли Джоэла Осмента. Может, тогда киносериал о Гарри Поттере запомнится не только количеством нулей в графе «кассовые сборы».

Стоит ли вести на «Тайную Комнату» детей? Конечно, стоит. Нападения гигантских пауков и летающей машины вполне хватит для нехитрого детского счастья, да и будет что потом обсудить со школьными друзьями. Но не забудьте и о противоядии -- почитайте ребенку на ночь «Алису в стране чудес» или, на худой конец, «Ведьм» Роальда Дала. Чтобы с детства учился отличать оригинал от подделки.
Алексей МЕДВЕДЕВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  18.12.2002
Завод по производству целлулоидных волшебников запущен всерьез и надолго
На следующей неделе в российский кинопрокат выйдет фильм «Гарри Поттер и Тайная Комната», вторая из обещанных семи картин о мальчике-волшебнике, очередной претендент на титул кассового чемпиона всех времен и народов... >>
  • //  18.12.2002
В Московском центре искусств вчера открылась выставка народной игрушки
Перед Новым годом музеям и галереям пришла пора немножечко впасть в детство. 19 декабря во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства на Делегатской улице откроется выставка елочной игрушки из огромной коллекции американки Ким Балашак. Вчера в Центре на Неглинной Русский музей познакомил со своими топорными коняшками и соломенными «глашками». Полтыщи выставленных в витринах народных игрушек -- лишь малая толика колоссального собрания ГРМ, начало которому в конце XIX века, как водится, положили эстеты-мирискусники... >>
  • //  18.12.2002
В Москве прошел фестиваль современного танца «ЦЕХ»
«Освободи меня от времени, пространства и числа» называлась композиция екатеринбургской художницы Ольги Паутовой, прославившейся в качестве оформителя спектаклей Татьяны Багановой, а ныне решившей сделать и свой собственный танцевальный проект. Эту вычурную фразу можно без запинки сделать девизом проходящего в Москве во второй раз фестиваля современного танца «ЦЕХ» -- его участники часто не чувствовали сценического пространства и систематически изливали свои сочинения вдвое дольше, чем это мог вытерпеть даже самый благожелательный зритель. Но в балансирующем на грани любительщины и периодически в нее сваливающемся «ЦЕХе» полыхал живой огонь; зал арендованного Театра мимики и жеста заполняли продвинутые студенты; и фестиваль, подводящий итоги самого бедного года в российском contemporary dance, неожиданно внушал уверенность в том, что с современным танцем в стране все еще будет в порядке... >>
  • //  18.12.2002
Немецкое серебро из русской казны
Вчера в Успенской звоннице Музеев Московского Кремля открылась выставка «Шедевры немецкого серебра в Кремле». Богатейшую и совершенно уникальную коллекцию из царской сокровищницы, хорошо известную в Германии, в Москве показывают впервые. Показывают как нарядный рождественский подарок. От раннего немецкого Рождества -- нашему, позднему... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика