N°232 18 декабря 2002 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Рожденные свободными В Москве прошел фестиваль современного танца «ЦЕХ»
«Освободи меня от времени, пространства и числа» называлась композиция екатеринбургской художницы Ольги Паутовой, прославившейся в качестве оформителя спектаклей Татьяны Багановой, а ныне решившей сделать и свой собственный танцевальный проект. Эту вычурную фразу можно без запинки сделать девизом проходящего в Москве во второй раз фестиваля современного танца «ЦЕХ» -- его участники часто не чувствовали сценического пространства и систематически изливали свои сочинения вдвое дольше, чем это мог вытерпеть даже самый благожелательный зритель. Но в балансирующем на грани любительщины и периодически в нее сваливающемся «ЦЕХе» полыхал живой огонь; зал арендованного Театра мимики и жеста заполняли продвинутые студенты; и фестиваль, подводящий итоги самого бедного года в российском contemporary dance, неожиданно внушал уверенность в том, что с современным танцем в стране все еще будет в порядке.
Вынужденные зарабатывать чем ни попадя адепты contemporary dance (до похожей на французскую системы государственной поддержки центров современного танца нам так же далеко, как экономике России в целом -- до Франции) то и дело привносили на сцену следы побочных эстрадных халтур (самарский театр «Скрим» выдал нечто под тамтамы об отношениях мужчины и женщины -- любой ночной клуб бы позавидовал). Учившиеся в традиционных студиях, где педагоги убеждены, что танец бывает только классический, эстрадный и народный, актеры впадали в сарафанные страдания (сплошь и рядом). В дни фестиваля вышел номер журнала «Балет», что в профессиональном сообществе имеет репутацию газеты «Завтра», -- кто-то из вечно вчерашних там утверждал, что Борис Эйфман тоже занимается contemporary dance. Критики переживали за профессию. А танцовщики хохотали. Потому что среди сложенных на авансцене дров вил свое «Гнездо Чу» худрук театра «Кинетик» и одновременно артдиректор фестиваля Александр Пепеляев. Закутанный в лохмотья гибрид бомжа с потрепанной вороной (клюв, правда, был скорее аистиный) помыкал тремя девицами, жаждал любви и буйствовал, требуя покорности. Ольга Паутова экспериментировала с обликом своих танцовщиков, меняя силуэты с помощью радужных вееров. («Весна священная» стала лишь сопровождением яркого дефиле -- но вряд ли Стравинский протестовал бы, увидев эти костюмы, превращающие человека то в бабочку, то в бархан в пустыне.) Медитировали в «Проекте Александра Гиршона» его автор, Анна Гарафеева и Ирина Долголенко: держа правильную интонацию, освещали кусочки себя фонариком, переливали воду из меньшей баночки в большую и скрывались за тряпкой, не успев надоесть зрителю. Как всегда, сочиняла спектакль о бабьей доле хореограф Челябинского театра современного танца Ольга Пона -- в ее «Ожидании» строился из четырех дощечек дом с заиндевевшими окошками, и забившиеся в него девушки теплили у окна свечку. Но, как всегда, Пона виртуозно соединяла меланхолию а-ля русских мотивов и незаемный душевный полет: прикрепленные лонжами к кулисе танцовщицы просвистывали в прыжках сцену -- жалость не требовалась, ожидался восторг. (И была овация посреди спектакля, что редко бывает в contemporary dance.) Ну и конечно, был спектакль Татьяны Багановой «Полеты во время чаепития». Кто летает? Первый ответ -- поросенок. Игрушка с крыльями запущена по кругу в начале спектакля и остановлена в конце. Второй ответ -- и самый, должно быть, верный -- багановская фантазия. Чаепитие, несомненно, безумно. Три дивные ведьмочки с всклокоченными волосами спят в красном стручке. В глубине сцены висит парчовое (подвенечное?) платье. Артисты будут вцепляться в дуэты, ходить на корточках, обливаться водой (не просто так, а окунув голову в ведро и затем превратив шевелюру в распылитель). А мир будет страшен, незнаком и красив (костюмы опять же Ольги Паутовой). И мир будет осваиваться и принадлежать «ЦЕХу». Насколько можно понять из списка участников феста, требование отбора не жесткая художественная концепция, а минимальный тест на вменяемость. Должно быть, в наличии представление о том, что такое современный танец (в числе слагаемых -- полная свобода самовыражения, и успех возникает тогда, когда есть что выражать). Фест получился многословный, странный и удачный. Иногда даже начинало казаться, что мы -- европейская страна. Фото: Тарас Бурнашев
Завод по производству целлулоидных волшебников запущен всерьез и надолго На следующей неделе в российский кинопрокат выйдет фильм «Гарри Поттер и Тайная Комната», вторая из обещанных семи картин о мальчике-волшебнике, очередной претендент на титул кассового чемпиона всех времен и народов... >>
В Московском центре искусств вчера открылась выставка народной игрушки Перед Новым годом музеям и галереям пришла пора немножечко впасть в детство. 19 декабря во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства на Делегатской улице откроется выставка елочной игрушки из огромной коллекции американки Ким Балашак. Вчера в Центре на Неглинной Русский музей познакомил со своими топорными коняшками и соломенными «глашками». Полтыщи выставленных в витринах народных игрушек -- лишь малая толика колоссального собрания ГРМ, начало которому в конце XIX века, как водится, положили эстеты-мирискусники... >>
В Москве прошел фестиваль современного танца «ЦЕХ» «Освободи меня от времени, пространства и числа» называлась композиция екатеринбургской художницы Ольги Паутовой, прославившейся в качестве оформителя спектаклей Татьяны Багановой, а ныне решившей сделать и свой собственный танцевальный проект. Эту вычурную фразу можно без запинки сделать девизом проходящего в Москве во второй раз фестиваля современного танца «ЦЕХ» -- его участники часто не чувствовали сценического пространства и систематически изливали свои сочинения вдвое дольше, чем это мог вытерпеть даже самый благожелательный зритель. Но в балансирующем на грани любительщины и периодически в нее сваливающемся «ЦЕХе» полыхал живой огонь; зал арендованного Театра мимики и жеста заполняли продвинутые студенты; и фестиваль, подводящий итоги самого бедного года в российском contemporary dance, неожиданно внушал уверенность в том, что с современным танцем в стране все еще будет в порядке... >>
Немецкое серебро из русской казны Вчера в Успенской звоннице Музеев Московского Кремля открылась выставка «Шедевры немецкого серебра в Кремле». Богатейшую и совершенно уникальную коллекцию из царской сокровищницы, хорошо известную в Германии, в Москве показывают впервые. Показывают как нарядный рождественский подарок. От раннего немецкого Рождества -- нашему, позднему... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|