|
|
N°232, 18 декабря 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Поттер ликующий
Завод по производству целлулоидных волшебников запущен всерьез и надолго
Кинематографисты очень любят людей, а детей в особенности. Любят и берегут. Не дай бог, фильм окажется чересчур оригинальным, новым и непривычным -- предохранители в голове перегореть могут. Творческое воображение -- штука опасная. Поэтому лучше уж ограничиться ремейками, экранизациями, сиквелами-приквелами и прочими перелицовками. Посмотрев двадцатого по счету Бонда, нельзя не подивиться программной вторичности современной кинокультуры. Радуйтесь, господа постмодернисты. Мы так долго ругали авторское кино за его высокомерие и монологизм, что автор в кино действительно умер, причем не своей смертью.
На следующей неделе в российский кинопрокат выйдет фильм «Гарри Поттер и Тайная Комната», вторая из обещанных семи картин о мальчике-волшебнике, очередной претендент на титул кассового чемпиона всех времен и народов. Сюжет пересказывать не буду. Если вы до сих пор не знаете, кто такой Гарри Поттер, чему учат в Хогвартсе и с какой платформы отправляется туда карминово-красный поезд, то не узнаете об этом уже никогда. Биографы писательницы Джоан Роулинг, придумавшей Поттера, рассказывают трогательную историю о том, как безработная домохозяйка строчила будущий бестселлер в захудалом кафе. Может быть, бедность стимулирует фантазию, но, как бы то ни было, Роулинг удалось если и не создать что-то новое, то по крайней мере расположить знакомые кубики в новом порядке. Ее городская легенда о параллельном мире добрых и злых волшебников, так похожем на наш, пришлась ко двору.
И тут же в Голливуде запустили завод по производству целлулоидных Поттеров. Робкие ростки роулинговской фантазии вырвал с корнем опытный Крис Коламбус («Один дома», «Мачеха»). И если в первом фильме («Гарри Поттер и Философский Камень») чудеса компьютерной графики еще способны были отвлечь внимание от рабской несостоятельности режиссуры, то ко второму все стало ясно. В «Тайной Комнате» есть ровно одна удачная сцена -- пустяшная в принципе, но остроумная и веселая: заколдовавший сам себя Рон Уизли, бледный, как семиклассник, впервые тайком хлебнувший водки на свадьбе старшей сестры, выблевывает из себя гигантских слизняков. Так и ее с пугающей безошибочностью требуют вырезать заботливые менеджеры кинотеатров -- дескать, детишек начинает тошнить. Меньше надо было жрать попкорна, дети.
(Справедливости ради надо отметить, что есть в картине и еще одна удача -- Кеннет Бранна в роли Златопуста Локонса. Но тут помог случай: из-за проблем с графиком съемок отпал сладенький Хью Грант, изначально приглашенный режиссером на эту роль.)
Киноверсии Коламбуса следуют книге с анекдотической точностью. Вот, например, Роулинг, не принадлежа к числу прирожденных стилистов, любит заканчивать каждую вторую главу фразой «Никогда еще Гарри не был так счастлив» или «Это был самый счастливый день в его жизни». (Господи, что же будет с пацаном к концу седьмой книги? Каких таких высот блаженства он достигнет?!) У Коламбуса этой фразе соответствует регулярно повторяющийся актерский миниэтюд «Поттер радуется». Сделав какую-нибудь гадость (натравив на Дурсли-младшего змею или выкинув Дурсли-старшего из окна), исполнитель главной роли Даниэл Рэдклифф суживает глазки, растягивает в улыбке непослушные губы, судорожно и скованно машет ручками и пищит как полузадушенная морская свинка. Смотреть на это невыносимо.
Самое удивительное, что при формально точном следовании книге из экранизации напрочь исчезают те моменты, которые превращали Поттера в идеальный объект для сочувствия и отождествления в небрежно исполненном, но правильно придуманном первоисточнике. Коламбус забывает про сиротство героя и его одиночество, про непосильное бремя ответственности и растерянность подростка, ставшего игрушкой высших сил. У него Поттер только радуется. Ну еще изредка сражается с нестрашными компьютерными монстрами, а потом опять радуется.
Впрочем, для поклонников творчества Роулинг есть и хорошие новости. Следующую книжку («Гарри Поттер и Узник Азкабана»), на мой взгляд, пока лучшую из цикла, будет экранизировать не Крис Коламбус, а несколько более творчески раскрепощенный мексиканец Альфонсо Куарон («Маленькая принцесса», «И твою маму тоже»). А там, глядишь, и вопиюще бесталанный Рэдклифф подрастет, покроется юношескими прыщами, и его в срочном порядке заменят на Хэйли Джоэла Осмента. Может, тогда киносериал о Гарри Поттере запомнится не только количеством нулей в графе «кассовые сборы».
Стоит ли вести на «Тайную Комнату» детей? Конечно, стоит. Нападения гигантских пауков и летающей машины вполне хватит для нехитрого детского счастья, да и будет что потом обсудить со школьными друзьями. Но не забудьте и о противоядии -- почитайте ребенку на ночь «Алису в стране чудес» или, на худой конец, «Ведьм» Роальда Дала. Чтобы с детства учился отличать оригинал от подделки.
Алексей МЕДВЕДЕВ