N°87
24 мая 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  24.05.2010
Наталья Разина
Конфеты, лекарства, деликатесы
Стартовал XVIII международный фестиваль «Звезды белых ночей»

На предварявшей открытие пресс-конференции художественный руководитель фестиваля и проводящего его Мариинского театра Валерий Гергиев с гордостью назвал «Звезды...» «визитной карточкой фестивального процесса в России», программу которого «не стыдно показывать в Европе».

Это чистая правда. За восемь недель пройдет аж девяносто спектаклей и концертов. На сцене Мариинского театра, как обычно, будут представлены три сорта лакомств: фестивальные премьеры (оперы «Замок герцога Синяя Борода» Бартока и «Аттила» Верди и реконструкция балета Леонида Якобсона «Спартак»), премьеры сезона и старые спектакли, украшенные явлением звезд -- прежде всего питомцев Мариинки, возвращающихся в alma mater на «Звезды...».

Первая среди них Анна Нетребко, вышедшая вчера Микаэлой в «Кармен». Еще одно знаменитое сопрано Мария Гулегина споет два спектакля (в том числе премьеру «Аттилы», где в заглавной партии обещаны отличные басы Евгений Никитин и Ильдар Абдразаков) и даст гала-концерт. В нескольких коронных ролях предстанет тенор Владимир Галузин. Изумительный бас Рене Папе украсит (в чем нет сомнений) спектакль Дмитрия Чернякова «Тристан и Изольда» и концертное исполнение «Золота Рейна». Другой известный бас -- Ферруччо Фурлането -- споет заглавную партию в «Дон Кихоте» Массне (концертное исполнение). Из старых знакомцев также Ольга Бородина и Василий Герелло, из новых -- знаменитое французское сопрано Натали Дессей; известная по записям певица сейчас явится живьем в гала-концерте.

Среди солистов-инструменталистов, которые будут играть в Концертном зале театра, также немало давно полюбившихся публике имен. К Аркадию Володосю в последний момент прибавился другой виртуоз -- Денис Мацуев, он заменил заболевшую французскую пианистку Элен Гримо. Вместо еще одного концерта Гримо сыграет скрипачка Алена Баева, а скрипачи Николай Цнайдер, Леонидас Кавакос и Сергей Хачатрян выступят по плану. Как и старый знакомый пианист Борис Березовский, и дебютирующий в Петербурге обладатель убедительной мировой карьеры китаец Юнди Ли (с Шопеном, на котором он специализируется).

Программная стратегия «Звезд...» соединяет три тренда. Первый -- удовлетворить не слишком искушенную, но падкую до звезд публику. Ее, кроме мегазвезды Нетребко, уже привлек Жерар Депардье и еще привлечет Джон Малкович (он сыграет спектакль «Адская комедия» -- «пьесу для барочного оркестра, двух сопрано и одного актера»). Второй -- порадовать ценителей, интересующихся актуальным мировым музыкальным контекстом. В прошлом году привезли Мюнхенский филармонический оркестр с крупнейшим дирижером Кристианом Тилеманом, нынче таким подарком станет венесуэльский оркестр Симона Боливара со ставшим уже легендой чудо-дирижером Густаво Дудамелем. Гергиев признался, что сам пока не слышал Дуди (как его любовно называют фанаты), зато тот был на его концертах. Неизвестно, читал ли худрук Мариинки интервью музыкального руководителя Большого театра Леонида Десятникова, где тот, отвечая на вопрос о будущем главном дирижере Большого, «в порядке бреда» назвал Дудамеля, -- а заполучил его, пусть пока в качестве гостя, Мариинский театр. Дух соперничества искусству на пользу, слушателям -- на радость.

Третий тренд -- просветительский: заставить проглотить полезное в яркой и сладкой оболочке. Таким стал первый же концерт -- вокальный цикл «Летние ночи» Берлиоза, отменно исполненный меццо-сопрано Еленой Жидковой и гергиевским оркестром, и опера-оратория Стравинского «Царь Эдип» с Жераром Депардье.

Валерий Гергиев знаком с Депардье двадцать лет, однажды актер уже был объявлен в афише «Звезд...», да не приехал по нездоровью. Нынче на открытии кинозвезда предстала в качестве Рассказчика в «Царе Эдипе». Вообще-то Рассказчик нужен, чтобы изъяснить суть происходящего, поскольку либретто Жана Кокто по Софоклу, изначально сочинявшееся по-французски, переведено на латынь. Потому, к примеру, на недавних гастролях Мариинского театра в Нью-Йорке англоязычной публике содержание излагал Джереми Айронс на понятном ей языке. (Гергиев удовлетворенно отчитался о том, что трехнедельная программа «Русский Стравинский» собрала полный зал Нью-Йоркской филармонии и вопреки его опасениям имела успех.). Бочкообразный Депардье читал, натурально, по-французски, по бумажке (русский текст шел субтитрами), и никакого художественного смысла в его присутствии не было. Но зато часть собравшихся, привлеченная не музыкой, а громкой фамилией, попутно получила инъекцию гениальной, остроумно-ядовитой, одновременно ироничной и величественной, пропитанной острым духом авангардных 1920-х музыки Стравинского.

Гергиев сказал, что за последние годы это произведение стало ему ближе и что нынешнее качество исполнения солистами, хором и оркестром он ставит много выше того, что было, когда они только приступали к этой сложнейшей партитуре. Ну теперь-то она даже записана (вместе с еще одним опусом Стравинского -- «Свадебкой») в США, и с тем же Депардье.

В прошлом году по инициативе Гергиева был создан звукозаписывающий лейбл «Мариинский», маэстро с гордостью сообщил, что цифры продаж первого же диска -- «Носа» Шостаковича -- превзошли все ожидания; следующие работы тоже хорошо расходятся. На фестивале будут сделаны еще две записи -- и можно сожалеть, что только две, учитывая уникальную акустику Концертного зала Мариинского театра, любимого детища Гергиева. Который, радуясь настоящему, смотрит в будущее -- обещает в 2012 году провести фестиваль уже на трех площадках. К историческому зданию и Концертному залу должна прибавиться вторая сцена, строительство которой изрядно затянулось.
Дмитрий Циликин, Санкт-Петербург




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  24.05.2010
Семьдесят лет назад родился Иосиф Бродский
Говорить о Бродском сегодня необычайно трудно. Выросший из давно и закономерно сложившегося мифа о «последнем великом русском поэте» его громоздкий и навязчивый культ подменяет реальность судьбы и творческого дела Бродского, болезненно деформирует картину российской словесности конца ХХ века... >>
  • //  24.05.2010
«Кофейная кантата» Баха в «Мастерской»
Клуб-театр «Мастерская» отыграл «Кофейную кантату» Баха, которая была в свое время чем-то вроде музыкального рекламного ролика для Лейпцигского кофейного дома Циммермана, а теперь в мировом музыкальном обиходе успешно исполняет роль маленькой камерной оперы в изысканном старинном вкусе... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  24.05.2010
Наталья Разина
Стартовал XVIII международный фестиваль «Звезды белых ночей»
На предварявшей открытие пресс-конференции художественный руководитель фестиваля и проводящего его Мариинского театра Валерий Гергиев с гордостью назвал «Звезды...» «визитной карточкой фестивального процесса в России», программу которого «не стыдно показывать в Европе»... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  24.05.2010
ВЛАДИМИР ЛУПОВСКОЙ
Открывается Международный театральный фестиваль имени Чехова
«Станиславский и Немирович-Данченко сделали ошибку, которая затем распространилась по всему миру. Они хотели видеть в текстах Чехова трогательные, лирические произведения. На самом деле Чехов писал простые комедии, именно это я хочу поставить»... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  24.05.2010
Получит ли Апичатпонг Вирасетакул «Золотую пальму»
К моменту выхода номера в печать ответ на вынесенный в подзаголовок вопрос будет уже известен, призы 63-го Каннского фестиваля объявлены в воскресенье вечером.... >>
//  читайте тему:  Кино
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика