N°38
10 марта 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 НАУКА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  10.03.2010
Штормовое предупреждение
«Оскары» ожидаемые и не очень

Главное, что можно сказать об итогах вручения наград американской киноакадемии, каковые раздавались в этом году в 82-й раз, так это то, что следить за их распределением было в кои-то веки по-настоящему интересно. Как минимум для тех, кто задался вопросом, способен ли «Оскар» измениться не только с экстенсивной (в этом году впервые за звание лучшего соперничали аж десять кинокартин) стороны.

Разумеется, по многим параметрам он остался прежним. Награды как лучшие актер и актриса года получили Джефф Бриджес и Сандра Баллок за соответственно «Безумное сердце» и «Невидимую сторону». Это стопроцентно академическое решение: обе работы идеально соответствуют оскаровским стандартам с точки зрения тематики (возвращающийся к нормальной жизни буйный и отчаявшийся кантри-певец у Бриджеса и преподавательница, вводящая в эту самую нормальную жизнь своего подопечного -- нездорового подростка, у Баллок), глубине психологической прорисовки характеров и, пожалуй, грядущей судьбе. Многое можно представить себе, но чтобы спустя хотя бы несколько лет кто-то по собственной воле взял бы с полки диски с этими фильмами и облился слезами над данным вымыслом -- это, пожалуй, из области утопии. Да и то, что Баллок в этом году стала обладательницей не только «Оскара», но и антипремии «Золотая малина» как худшая актриса года (правда, по счастью, за роль в другом фильме -- комедии «Все о Стиве»), говорит о многом. В том, что касается ролей второго плана все тоже вполне политкорректно: истинного арийца Кристофа Вальца («Бесславные ублюдки») уравновесили колоритной афроамериканкой Мо'Ник («Прешес: по роману «Тужься» авторства Сапфир»; этой же ленте отошел «Оскар» за лучший адаптированный сценарий). Пиксаровский мультфильм «Вверх», который нравится всем настолько, что даже в нынешних номинациях его отметили дважды -- как анимационную работу и просто полнометражный фильм, получил свое (в результате в «лучшем анимационном фильме» звучит еще и «лучшая музыка»), и в этом, кажется, не сомневался никто, включая всех остальных номинантов.

В общем, на этих фронтах все действительно без перемен. Но вот в том, что касается основной интриги, неожиданностей было предостаточно, и есть ощущение, что после объявления результатов вокруг букмекерских контор, где принимали ставки на «Оскара», имели место весьма экспрессивные эпизоды.

Когда на пресс-конференции в Москве лучезарно улыбающаяся Сигурни Уивер сказала, что, по ее мнению, «Аватар» достоин «Оскаров» в абсолютно всех номинациях, это было воспринято как милая шутка. Но после вручения «Золотых глобусов» стало уже не до смеха: именно он был признан лучшей драмой года, а «синий слесарь» Джеймс Кэмерон -- лучшим режиссером (это при том, что в «Глобусах» отсутствуют чисто технические номинации, а то быть бы «Аватару» безоговорочным триумфантом). И с этого момента шансы главного блокбастера миллениума стать еще и лауреатом «Оскара» увеличивались примерно в том же темпе, как росли его кассовые сборы по всему миру. Итогом стали собственно предварительные оскаровские расклады: «Аватар» и его главный конкурент фильм Кэтрин Бигелоу (упоминать, что она в свое время была женой Кэмерона, кажется уже дурным тоном, но ничего не поделаешь -- действительно ведь была) «Повелитель бури» (на «Глобусах», к слову, оставшийся ни с чем) собрали по равному числу номинаций (девять) в основных категориях. Как бывшие супруги будут делить академическое имущество, до последнего момента было решительно непонятно. Но итог, пожалуй, поразил всех: «Повелитель» записал на свой счет все главные статуэтки («Лучший фильм», «Лучшая режиссура» -- в результате Бигелоу стала первой в истории женщиной, получившей этот приз, «Лучший оригинальный сценарий», «Лучший монтаж», «Лучший звук», «Лучший монтаж звуковых эффектов»), в то время как «Аватару» достались всего три, причем исключительно за форму («Лучшая операторская работа», «Лучшая работа художника» и «Лучшие спецэффекты»).

Более чем недвусмысленно было дано понять, что бурные дискуссии о невероятной глубине кэмероновского проекта, его запредельных философских смыслах и непреходящей важности для человечества кажутся, мягко говоря, преувеличенными. И вместо того чтобы искать в фэнтези про инопланетян аналогии с американской кампанией в Ираке, гораздо вернее посмотреть на нее напрямую -- не отводя глаз и не закрывая их 3D-очками. Конечно, ящик Пандоры, каковым оказался «Аватар», можно держать открытым очень долго -- до тех пор, пока не оскудеет толпа желающих попасть в дивный новый мир, а в кинотеатрах с экранами «высотой с семиэтажный дом» не появятся наконец свободные места. Долго, но не до бесконечности. А война, как писал в свое время старый мизантроп Уильям Берроуз, она всегда.

P.S. Само собой, всем людям доброй воли, пока еще отягощенным хотя бы в минимальной мере «вкусом и совестью», было очевидно, что в нынешнем оскаровском пуле был один фильм, конкурировать с которым не имело никакого смысла, настолько космически далек он был в своем совершенстве от всего остального. Речь, конечно, идет о «Серьезном человеке» (две номинации -- «Лучший фильм» и «Лучший сценарий»). У этой картины, в сущности, есть только один серьезный недостаток -- ее сняли братья Коэн, которые в прошлом году стали академическими лауреатами за фильм «Старикам здесь не место». И, стало быть, их нынешние шансы выиграть выражались в величинах не просто мизерных, но отрицательных. Впрочем, «Серьезный человек» как раз тот случай, когда количеством наград решительно ничего не измеришь.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  10.03.2010
«Оскары» ожидаемые и не очень
Главное, что можно сказать об итогах вручения наград американской киноакадемии, каковые раздавались в этом году в 82-й раз, так это то, что следить за их распределением было в кои-то веки по-настоящему интересно... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  10.03.2010
Новые выставки в «Гараже»
Самая статусная площадка современного искусства в Москве, артцентр «Гараж», после удачного главного проекта Третьей Московской биеннале показала две новые выставки, которые бесспорно удачными назвать трудно.... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  10.03.2010
Петр Налич представит Россию на «Евровидении»
В отборочном туре, проводимом вторым каналом накануне Международного женского дня, соревновались 25 артистов. По результатам зрительского голосования победителем стал Петр Налич... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  10.03.2010
Финский спектакль «Анатомия Лир» продолжил шекспировский проект Театра наций
Этот спектакль кажется продолжением фестиваля «Другой театр из Франции», на который приезжали вот такие же камерные спектакли, соединяющие привычный актерский театр с кукольным, предметным и даже танцем... >>
//  читайте тему:  Театр
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика