|
|
N°38, 10 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Штормовое предупреждение
«Оскары» ожидаемые и не очень
Главное, что можно сказать об итогах вручения наград американской киноакадемии, каковые раздавались в этом году в 82-й раз, так это то, что следить за их распределением было в кои-то веки по-настоящему интересно. Как минимум для тех, кто задался вопросом, способен ли «Оскар» измениться не только с экстенсивной (в этом году впервые за звание лучшего соперничали аж десять кинокартин) стороны.
Разумеется, по многим параметрам он остался прежним. Награды как лучшие актер и актриса года получили Джефф Бриджес и Сандра Баллок за соответственно «Безумное сердце» и «Невидимую сторону». Это стопроцентно академическое решение: обе работы идеально соответствуют оскаровским стандартам с точки зрения тематики (возвращающийся к нормальной жизни буйный и отчаявшийся кантри-певец у Бриджеса и преподавательница, вводящая в эту самую нормальную жизнь своего подопечного -- нездорового подростка, у Баллок), глубине психологической прорисовки характеров и, пожалуй, грядущей судьбе. Многое можно представить себе, но чтобы спустя хотя бы несколько лет кто-то по собственной воле взял бы с полки диски с этими фильмами и облился слезами над данным вымыслом -- это, пожалуй, из области утопии. Да и то, что Баллок в этом году стала обладательницей не только «Оскара», но и антипремии «Золотая малина» как худшая актриса года (правда, по счастью, за роль в другом фильме -- комедии «Все о Стиве»), говорит о многом. В том, что касается ролей второго плана все тоже вполне политкорректно: истинного арийца Кристофа Вальца («Бесславные ублюдки») уравновесили колоритной афроамериканкой Мо'Ник («Прешес: по роману «Тужься» авторства Сапфир»; этой же ленте отошел «Оскар» за лучший адаптированный сценарий). Пиксаровский мультфильм «Вверх», который нравится всем настолько, что даже в нынешних номинациях его отметили дважды -- как анимационную работу и просто полнометражный фильм, получил свое (в результате в «лучшем анимационном фильме» звучит еще и «лучшая музыка»), и в этом, кажется, не сомневался никто, включая всех остальных номинантов.
В общем, на этих фронтах все действительно без перемен. Но вот в том, что касается основной интриги, неожиданностей было предостаточно, и есть ощущение, что после объявления результатов вокруг букмекерских контор, где принимали ставки на «Оскара», имели место весьма экспрессивные эпизоды.
Когда на пресс-конференции в Москве лучезарно улыбающаяся Сигурни Уивер сказала, что, по ее мнению, «Аватар» достоин «Оскаров» в абсолютно всех номинациях, это было воспринято как милая шутка. Но после вручения «Золотых глобусов» стало уже не до смеха: именно он был признан лучшей драмой года, а «синий слесарь» Джеймс Кэмерон -- лучшим режиссером (это при том, что в «Глобусах» отсутствуют чисто технические номинации, а то быть бы «Аватару» безоговорочным триумфантом). И с этого момента шансы главного блокбастера миллениума стать еще и лауреатом «Оскара» увеличивались примерно в том же темпе, как росли его кассовые сборы по всему миру. Итогом стали собственно предварительные оскаровские расклады: «Аватар» и его главный конкурент фильм Кэтрин Бигелоу (упоминать, что она в свое время была женой Кэмерона, кажется уже дурным тоном, но ничего не поделаешь -- действительно ведь была) «Повелитель бури» (на «Глобусах», к слову, оставшийся ни с чем) собрали по равному числу номинаций (девять) в основных категориях. Как бывшие супруги будут делить академическое имущество, до последнего момента было решительно непонятно. Но итог, пожалуй, поразил всех: «Повелитель» записал на свой счет все главные статуэтки («Лучший фильм», «Лучшая режиссура» -- в результате Бигелоу стала первой в истории женщиной, получившей этот приз, «Лучший оригинальный сценарий», «Лучший монтаж», «Лучший звук», «Лучший монтаж звуковых эффектов»), в то время как «Аватару» достались всего три, причем исключительно за форму («Лучшая операторская работа», «Лучшая работа художника» и «Лучшие спецэффекты»).
Более чем недвусмысленно было дано понять, что бурные дискуссии о невероятной глубине кэмероновского проекта, его запредельных философских смыслах и непреходящей важности для человечества кажутся, мягко говоря, преувеличенными. И вместо того чтобы искать в фэнтези про инопланетян аналогии с американской кампанией в Ираке, гораздо вернее посмотреть на нее напрямую -- не отводя глаз и не закрывая их 3D-очками. Конечно, ящик Пандоры, каковым оказался «Аватар», можно держать открытым очень долго -- до тех пор, пока не оскудеет толпа желающих попасть в дивный новый мир, а в кинотеатрах с экранами «высотой с семиэтажный дом» не появятся наконец свободные места. Долго, но не до бесконечности. А война, как писал в свое время старый мизантроп Уильям Берроуз, она всегда.
P.S. Само собой, всем людям доброй воли, пока еще отягощенным хотя бы в минимальной мере «вкусом и совестью», было очевидно, что в нынешнем оскаровском пуле был один фильм, конкурировать с которым не имело никакого смысла, настолько космически далек он был в своем совершенстве от всего остального. Речь, конечно, идет о «Серьезном человеке» (две номинации -- «Лучший фильм» и «Лучший сценарий»). У этой картины, в сущности, есть только один серьезный недостаток -- ее сняли братья Коэн, которые в прошлом году стали академическими лауреатами за фильм «Старикам здесь не место». И, стало быть, их нынешние шансы выиграть выражались в величинах не просто мизерных, но отрицательных. Впрочем, «Серьезный человек» как раз тот случай, когда количеством наград решительно ничего не измеришь.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ