N°191 19 октября 2010 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Бумажная реальность Выставка архитектора Тома де Томона в Санкт-Петербурге
К 250-летию Тома де Томона в Петропавловской крепости открылась выставка рисунков великого архитектора. Организатор -- Музей истории города -- обладает значительным собранием архитектурной графики и вот уже несколько лет регулярно устраивает монографические выставки о зодчих, работавших в Петербурге. Экспозиции эти выполняют важнейшую просветительскую функцию и, как правило, сопровождаются изданием научных каталогов. Последнее время особое внимание уделяется советской эпохе, по-прежнему остающейся непаханым полем для исследователей. Что, впрочем, отнюдь не означает, будто бы с классикой все всегда понятно. Наглядное доказательство -- творчество самого Жан-Франсуа Тома де Томона. Объяснять, чем он знаменит, излишне. Стрелка Васильевского острова любима всеми. Десятками художников, от акварелистов начала XIX века до Тимура Новикова. Молодоженами, ежечасно пригоняющими сюда лимузины. Даже городской администрацией, дополняющей ансамбль то грандиозным фонтаном, то сценой для культмассовых мероприятий, то феерической иллюминацией.
Для специалистов, однако, имя Тома де Томона далеко не однозначно. Как и в случае с архитекторами XIX века, Бренной и Монферраном, продолжаются споры, кем собственно он являлся -- авантюристом-компилятором или гением. Не секрет, что многие работы заезжего француза обескураживающе похожи на проекты выпускников Парижской академии 1780-х годов из альбома Grand prix d`architecture. В Петербургской академии художеств хранится экземпляр альбома с раскрашенными гравюрами, и есть предположение, что дорисованы они Тома де Томоном. Более того, «королевский архитектор», как он сам себя величал, якобы не гнушался подделыванием подписей. Справедливости ради надо отметить, что сборник Grand prix на рубеже XVIII--XIX веков имел повсеместную популярность, будучи издан именно в качестве потенциального источника вдохновения. На выставке впервые экспонируются листы из знаменитого увража авторства Ш.-Ж. Тардье, П. Бернара и Ж.-Ш. Моро, впоследствии служивших при дворе Наполеона. Действительно, совпадения очевидны. И что же? При желании историю искусств -- и вообще любую историю -- легко можно изложить наподобие детектива или плутовского романа. Особенно если дело касается Петербурга, настоящей энциклопедии плагиата. Дабы еще пуще разжечь воображение, остается вспомнить о масонском заговоре. Ведь ансамбль Биржи и в целом, и в частностях произведение программное, чуть ли не идеальное воплощение концепта храма Соломона -- идея фикс вольных каменщиков. История проектов и история сооружений существуют в разных измерениях, в том-то и интрига архитектуры. Тома де Томон блестяще исполнил роль посредника, чрезвычайно удачно применив идеи бумажного зодчества а-ля К.-Н. Леду к условиям конкретной градостроительной ситуации. Разумеется, ансамбль стрелки -- центральный сюжет выставки. Увы, отсутствуют проекты таких шедевров, как мавзолей «Супругу-благодетелю» в Павловске и дома Лаваль на Английской набережной Санкт-Петербурга. Зато можно видеть интереснейший проект серных бань для города Эйзенштадта, выполненный в допетербургский период и инспирированный французской архитектурой Просвещения. Любопытны эскизы каминов и канделябров. Подлинное восхищение вызывают несколько итальянских пейзажей, впечатляющих совершенством техники. Миниатюрного формата композиции в стиле Пуссена, с руинами и стаффажными фигурами, исполнены тончайшими линиями, с невероятной деталировкой и мастерской передачей воздушной перспективы. Едва оказавшись в Петербурге и не построив еще ничего, Тома де Томон получил звание академика именно за рисунки. Позже, став профессором, он напишет специально для студентов теоретический трактат о живописи. Несмотря на большие заслуги перед чужой страной, Тома де Томону хронически не везет. Начиная с мудреной фамилии, от которой частенько оставляют лишь квазиаристократическую приставку, выдуманную художником по дороге в Россию. Так, на одной из новых станций метрополитена мозаикой выложено «Т. де Томон». Из полутора десятков реализованных проектов сохранилась примерно половина. Исчез Большой театр, некогда один из лучших в Европе и предвосхитивший аналогичное здание Осипа Бове в Москве. В 1914 году столичная интеллигенция сопротивлялась разборке величественного Сального буяна, чей гранитный цоколь использован для памятника жертвам революции на Марсовом поле. Давно не существует построек в Одессе, интерьеров в Зимнем дворце, сада на Каменном острове. Да и умер-то он как-то нелепо, в расцвете сил, от падения при осмотре стен своего театра. Наконец, сама «открыточная» стрелка уже не та. Сто лет назад застроена красивейшая полукруглая площадь позади Биржи, о восстановлении которой не перестают мечтать ревнители «строгого, стройного вида». А совсем недавно разгорелись нешуточные страсти, когда внезапно позади прежнего храма торговли вознесся новый, из стекла и пластика. Сейчас, когда бытование и классической, и авангардной архитектуры одинаково проблематично, подобная выставка особенно важна. Лучшие здания и целые комплексы искажаются или попросту сносятся. Понять в полной мере их значение зачастую возможно, лишь обратившись к проектам. Когда-то устремленные в будущее, теперь они сохраняют память о сути художественного замысла. Архитектурная графика -- один из лучших способов учиться видеть. |
«Погребенный заживо» на московских экранах Полнометражный дебют Родриго Кортеса, номинально числящийся продукцией испанской, оказывается фильмом плоть от плоти Соединенных Штатов Америки. Американский контрактник Пол Конрой (Райан Рейнольдс), служащий в Ираке, в один далеко не прекрасный момент обнаруживает себя похороненным в деревянном гробу... >>
Вышла новая версия журнала «Театр» Возрождение «толстого» журнала в наши дни -- редкость; появление театрального журнала - редкость чрезвычайная. Журнал под названием «Театр» впервые появился в СССР в 1937 году и переживал вместе со страной разные времена -- богатые и бедные, тоталитарные и демократические... >>
Так сложилось, что я (вместе с нашим театральным обозревателем Диной Годер) работала в старом, еще советском журнале «Театр» -- как раз «времен позднего застоя» -- в отделе публицистики, который возглавлял начинающий и подающий большие надежды любящий театр журналист Сергей Пархоменко... >>
Выставка архитектора Тома де Томона в Санкт-Петербурге К 250-летию Тома де Томона в Петропавловской крепости открылась выставка рисунков великого архитектора. Организатор -- Музей истории города -- обладает значительным собранием архитектурной графики и вот уже несколько лет регулярно устраивает монографические выставки о зодчих, работавших в Петербурге... >>
О новых российских CD Музыка к фильму «Игла. Remix» (CD+DVD, «Союз»). «Раньше у нас было так много комнат,/ Полных людей, полных идей./ А сейчас ничего, только рыба гниет/ С головы у фашистских детей»... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|