N°133 29 июля 2010 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Трое в лодке Еврокомиссар по энергетике предложил провести встречу Россия--Украина--ЕС на высшем уровне
Визит комиссара Евросоюза по энергетике Гюнтера Эттингера (на снимке) на Украину показал, что Брюссель будет и дальше требовать от Киева реформы газового сектора, а спешить с финансовой помощью не намерен. В то же время чиновники ЕС не хотят повторять прошлогоднюю ошибку и договариваться о модернизации и развитии украинской газотранспортной системы в двустороннем формате. Г-н Эттингер на встрече с премьер-министром Украины Николаем Азаровым высказал идею проведения встречи Россия--Украина--Евросоюз на высшем уровне для обсуждения перспектив транзита российского газа. «Такая встреча действительно могла бы внести ясность в тот вопрос», -- сказал еврокомиссар.
До сих пор организовать трехсторонний диалог по газовой теме сторонам не удавалось, даже в период поиска выхода из кризиса в январе 2009 года платформа для предметных переговоров с участием поставщика, транзитера и потребителя не заработала. Впрочем, и сейчас, кроме общих слов на политическом уровне, оснований для плодотворной беседы в формате Россия--Украина--ЕС практически нет. И важное свидетельство тому -- тишина по вопросу о создании международного газотранспортного консорциума по управлению и развитию украинской газотранспортной системы с участием «Газпрома», «Нафтогаза» и европейских компаний. Г-н Эттингер прибыл на Украину с двухдневным визитом во вторник для участия в одесском форуме по энергетической безопасности в регионе Черного моря. Выступая в Одессе, еврокомиссар заявил, что украинская система будет и в дальнейшем иметь важное транзитное значение для Европы. «Но транзит не будет полностью гарантирован до тех пор, пока внутренний рынок газа не станет финансово стабильным и прозрачным, -- подчеркнул он. -- ЕС помогает, насколько это возможно, в процессе реформирования рынка Украины тем, что делится опытом реструктуризации энергетического сектора, а также через совместные проекты по модернизации ГТС». Уже на встрече с премьер-министром он сообщил, что высоко ценит принятие на Украине закона «О рынке газа» (прошел через Верховную раду в рекордно короткие сроки). Но при этом считает, что это лишь первый шаг на пути реформ. Украина является крупнейшим транзитером газа в Европу. Через территорию страны идет 90--110 млрд кубометров газа в год (около трети всего импорта) и львиная доля поставок из России. Однако несколько транзитных кризисов, один из которых перерос в газовую войну с полным прекращением транзита на две недели в самый разгар зимы, изменили подходы России как поставщика сырья. Москва уже инициировала строительство газопровода «Северный поток» проектной мощностью 55 млрд кубометров и активно продвигает идею «Южного потока», пропускная способность которого до 63 млрд кубометров. Если эти трубы будут построены, то большая часть российского газа будет поставляться в Европу, минуя транзитных соседей. Между тем у Украины нет гарантий загрузки ее ГТС российским газом на долгосрочную перспективу. Контракт на транзит между «Газпромом» и «Нафтогазом» подписан всего до 2019 года и к тому же не предусматривает никаких санкций к российской компании за снижение объемов прокачки по сравнению с базовой цифрой в 110 млрд кубометров в год. Тему продления контракта на транзит с жесткими обязательствами со стороны «Газпрома» президент Украины собирался обсудить в минувшие выходные с российским премьером Владимиром Путиным. Но, по официальным заявлениям, разговора на газовые темы не получилось. Вчера г-н Азаров обратился уже к еврокомиссару с просьбой обеспечить гарантии транзита. «Мы должны иметь гарантии, что Европейский союз будет покупать у России определенные объемы газа, который будет транспортироваться через нашу территорию, а Россия будет продавать соответствующий объем газа. При условии, что есть продавец и покупатель, есть смысл вкладывать средства в модернизацию ГТС», -- отметил он. Глава украинского правительства предложил Гюнтеру Эттингеру обсудить альтернативу «Южному потоку» -- строительство новых газопроводов через Украину в рамках существующих трасс «Союз» и Ананьев--Измаил. «Я, как комиссар по энергобезопасности, заинтересован найти решение, которое будет более удачным бизнес-проектом, чем тот же «Южный поток». И в этом отношении по определению не существует маршрута более рентабельного и надежного, чем транзит через Украину», -- ответил чиновник из Брюсселя. Вот только Москва так не считает. И не собирается отступать от своего, пока не будет решен вопрос о контроле над газотранспортной системой Украины. При этом тема трехстороннего консорциума, которую активно предлагал сразу после выборов новый президент Украины Виктор Янукович, явно сошла на нет. Сейчас переговорный процесс между Москвой и Киевом ведется вокруг создания совместного предприятия, в которое с российской стороны будут внесены добывающие активы, а с украинской -- труба. В нынешней ситуации это более логичный формат, поскольку европейские покупатели российского газа никаких контрактных отношений с «Нафтогазом» не имеют, а значит, и основные транзитные риски лежат на «Газпроме». Это прекрасно понимают в Европе и не спешат выполнять прошлогодние обещания по предоставлению денежной помощи Украине на модернизацию ГТС в размере 1,7 млрд долл. Г-н Эттингер ожидает прогресса по финансовым вопросам не раньше следующего года. А это является лишним подтверждением того факта, что проект, инициированный в рамках двусторонней декларации Украины и ЕС по сотрудничеству в сфере модернизации газопроводной системы, заморожен. |
Еврокомиссар по энергетике предложил провести встречу Россия--Украина--ЕС на высшем уровне Визит комиссара Евросоюза по энергетике Гюнтера Эттингера (на снимке) на Украину показал, что Брюссель будет и дальше требовать от Киева реформы газового сектора, а спешить с финансовой помощью не намерен. В то же время чиновники ЕС не хотят повторять прошлогоднюю ошибку и договариваться о модернизации и развитии украинской газотранспортной системы в двустороннем формате... >>
ЛУКОЙЛ выкупит у ConocoPhilips 7,6% своих акций за 3,44 млрд долларов Крупнейшая частная российская нефтяная компания ЛУКОЙЛ сообщила вчера, что выкупит 7,6% своих акций у американской ConocoPhilips. за 3,44 млрд долл. Для рынка этот шаг не стал неожиданным: СonocoPhilips уже давно объявила о намерении избавиться от ценных бумаг ЛУКОЙЛа и примерно полгода подыскивала покупателя... >>
Инвесторы поверили европейским банкам Угроза банковского кризиса в Европе миновала. Об этом свидетельствует ситуация на рынке облигаций, считают эксперты. Впрочем, на рынке сохраняется волатильность, потому что инвесторы сомневаются в том, насколько устойчив нынешний подъем... >>
МВФ оценил усилия Китая по повышению курса юаня Международный валютный фонд не стал употреблять формулировку «существенно недооценен» в отношении китайского юаня. В своем годовом отчете, посвященном КНР, фонд решил иначе отозваться о валютной политике страны. Ранее свою риторику смягчила и американская администрация... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|