|
|
N°133, 29 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Трое в лодке
Еврокомиссар по энергетике предложил провести встречу Россия--Украина--ЕС на высшем уровне
Визит комиссара Евросоюза по энергетике Гюнтера Эттингера (на снимке) на Украину показал, что Брюссель будет и дальше требовать от Киева реформы газового сектора, а спешить с финансовой помощью не намерен. В то же время чиновники ЕС не хотят повторять прошлогоднюю ошибку и договариваться о модернизации и развитии украинской газотранспортной системы в двустороннем формате. Г-н Эттингер на встрече с премьер-министром Украины Николаем Азаровым высказал идею проведения встречи Россия--Украина--Евросоюз на высшем уровне для обсуждения перспектив транзита российского газа. «Такая встреча действительно могла бы внести ясность в тот вопрос», -- сказал еврокомиссар.
До сих пор организовать трехсторонний диалог по газовой теме сторонам не удавалось, даже в период поиска выхода из кризиса в январе 2009 года платформа для предметных переговоров с участием поставщика, транзитера и потребителя не заработала. Впрочем, и сейчас, кроме общих слов на политическом уровне, оснований для плодотворной беседы в формате Россия--Украина--ЕС практически нет. И важное свидетельство тому -- тишина по вопросу о создании международного газотранспортного консорциума по управлению и развитию украинской газотранспортной системы с участием «Газпрома», «Нафтогаза» и европейских компаний.
Г-н Эттингер прибыл на Украину с двухдневным визитом во вторник для участия в одесском форуме по энергетической безопасности в регионе Черного моря. Выступая в Одессе, еврокомиссар заявил, что украинская система будет и в дальнейшем иметь важное транзитное значение для Европы. «Но транзит не будет полностью гарантирован до тех пор, пока внутренний рынок газа не станет финансово стабильным и прозрачным, -- подчеркнул он. -- ЕС помогает, насколько это возможно, в процессе реформирования рынка Украины тем, что делится опытом реструктуризации энергетического сектора, а также через совместные проекты по модернизации ГТС». Уже на встрече с премьер-министром он сообщил, что высоко ценит принятие на Украине закона «О рынке газа» (прошел через Верховную раду в рекордно короткие сроки). Но при этом считает, что это лишь первый шаг на пути реформ.
Украина является крупнейшим транзитером газа в Европу. Через территорию страны идет 90--110 млрд кубометров газа в год (около трети всего импорта) и львиная доля поставок из России. Однако несколько транзитных кризисов, один из которых перерос в газовую войну с полным прекращением транзита на две недели в самый разгар зимы, изменили подходы России как поставщика сырья. Москва уже инициировала строительство газопровода «Северный поток» проектной мощностью 55 млрд кубометров и активно продвигает идею «Южного потока», пропускная способность которого до 63 млрд кубометров. Если эти трубы будут построены, то большая часть российского газа будет поставляться в Европу, минуя транзитных соседей.
Между тем у Украины нет гарантий загрузки ее ГТС российским газом на долгосрочную перспективу. Контракт на транзит между «Газпромом» и «Нафтогазом» подписан всего до 2019 года и к тому же не предусматривает никаких санкций к российской компании за снижение объемов прокачки по сравнению с базовой цифрой в 110 млрд кубометров в год.
Тему продления контракта на транзит с жесткими обязательствами со стороны «Газпрома» президент Украины собирался обсудить в минувшие выходные с российским премьером Владимиром Путиным. Но, по официальным заявлениям, разговора на газовые темы не получилось.
Вчера г-н Азаров обратился уже к еврокомиссару с просьбой обеспечить гарантии транзита. «Мы должны иметь гарантии, что Европейский союз будет покупать у России определенные объемы газа, который будет транспортироваться через нашу территорию, а Россия будет продавать соответствующий объем газа. При условии, что есть продавец и покупатель, есть смысл вкладывать средства в модернизацию ГТС», -- отметил он. Глава украинского правительства предложил Гюнтеру Эттингеру обсудить альтернативу «Южному потоку» -- строительство новых газопроводов через Украину в рамках существующих трасс «Союз» и Ананьев--Измаил. «Я, как комиссар по энергобезопасности, заинтересован найти решение, которое будет более удачным бизнес-проектом, чем тот же «Южный поток». И в этом отношении по определению не существует маршрута более рентабельного и надежного, чем транзит через Украину», -- ответил чиновник из Брюсселя.
Вот только Москва так не считает. И не собирается отступать от своего, пока не будет решен вопрос о контроле над газотранспортной системой Украины. При этом тема трехстороннего консорциума, которую активно предлагал сразу после выборов новый президент Украины Виктор Янукович, явно сошла на нет. Сейчас переговорный процесс между Москвой и Киевом ведется вокруг создания совместного предприятия, в которое с российской стороны будут внесены добывающие активы, а с украинской -- труба. В нынешней ситуации это более логичный формат, поскольку европейские покупатели российского газа никаких контрактных отношений с «Нафтогазом» не имеют, а значит, и основные транзитные риски лежат на «Газпроме».
Это прекрасно понимают в Европе и не спешат выполнять прошлогодние обещания по предоставлению денежной помощи Украине на модернизацию ГТС в размере 1,7 млрд долл. Г-н Эттингер ожидает прогресса по финансовым вопросам не раньше следующего года. А это является лишним подтверждением того факта, что проект, инициированный в рамках двусторонней декларации Украины и ЕС по сотрудничеству в сфере модернизации газопроводной системы, заморожен.
Алексей ГРИВАЧ