N°194 20 октября 2008 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
«Каприч'ио» -- не путать с капучино Курганский театр кукол «Гулливер» проездом в Москве показал спектакль
На сцене Центра им. Мейерхольда дважды показали кукольное шоу для взрослых «Каприч'ио» (с подзаголовком «Двойной со сливками») курганского областного театра кукол «Гулливер». Оба раза билетов не продавали: московские гастроли что-то вроде случайной, мимолетной остановки. «Каприч'ио» принимал участие в III международном фестивале театра кукол «Чаепитие в Мытищах», а теперь возвращается домой. Спектакль анонсировался как событие («настоящее событие русского театра»), но куда симпатичнее он смотрится в роли спектакля-полустанка -- ты как будто вышел из душного вагона с прокуренным тамбуром, оглянулся ненароком, а вокруг русская пейзажная красота, смесь надрыва и тоски. Не то чтобы нигде такого больше не увидишь, кое-где природа гораздо более изобретательна и разнообразна, но здесь все равно нет-нет да и кольнет. Ворона пролетела через снежное поле, вдали в кажущихся игрушечными домиках зажегся свет, блеснула река -- если все эти наблюдения собрать в одном месте, как раз и выйдет «Каприч'ио», трогательное и по-детски простодушное размышление о мироздании.
На сцене сверкают огоньками, как новогодние гирлянды, полупрозрачные раздвижные ширмы; даже детали театрального механизма выглядят попавшими под действие волшебной палочки. На переднем плане деревенька, выросшая на холмистой местности; одни дома стоят чуть выше, другие чуть ниже. В глубине движущийся в течение всего действия задник, полоска земли, увиденная сверху: нарисованные леса, русла рек, расположившиеся у костра на отдых клоуны-туристы (колпаки и коротенькие ножки-ручки набросаны карандашом, а лица в прорезях полотна настоящие -- морщат носы и щурятся). Через сцену долго-долго бредет тряпичная белая лошадь-сороконожка, оседлавшие ее всадники помахивают фонарями и пускают мыльные пузыри. Домики с уютно горящими окошками вдруг начинают шевелиться, земля под ними -- отрез черной ткани -- вздыбливается и оказывается плащом на плечах огромной фигуры. Она сверкает лезвием косы и уходит, унося с собой заодно и всю деревеньку. Авторы спектакля ссылаются, объясняя название, на словарь иностранных слов: capriccio -- «инструментальная пьеса свободного построения, виртуозного характера, в эффектном стиле, изобилующая неожиданными оборотами». Здесь действительно нет сквозного сюжета, каждый раз меняется музыка, а постоянные персонажи, вроде Пьеро и небритого горбуна с вороненком на горбу, кажутся не более чем совпадением. Они появляются в нескольких сценах, но так же легко и исчезают, связывая действие лишь условно, всего лишь делая вид, что связывают. Единственным способом связи, который удалось вычислить, является неоднократное повторение не очень оригинальной, но довольно правдоподобной мысли о нерасторжимости жизни и смерти. Например, когда из-за кулис выезжает гигантская кукла с головой в виде черепа, под ее пальто обнаруживается клетка, а в ней два мима, тут же принимающихся дурачиться и строить друг другу рожи. Или когда из реки вылавливают скелет странного существа, оно тут же кидается в эротический танец со стоящей по соседству девушкой, шевеля в такт ребрами и хвостом, похожим на жало. Все эти фантазии принадлежат одному человеку -- челябинского художника Виктора Плотникова попросили поставить спектакль к юбилею театра. То есть сначала попросили Вячеслава Полунина, чтобы получилось что-нибудь волшебное в его духе, а тот посоветовал обратиться к Плотникову, оформлявшему «Снежное шоу». Хотя в последние годы Плотников занимался немного другим театром (его семейный подряд «Белый козел» -- сам художник, жена и дочка -- устраивал кукольные, умещающиеся на столе представления), он сделал ставку на проверенное сочетание лицедейства, детской непосредственности, сказочных кукол и вещей -- летящих по леске ангелов, скачущей картонной ванны и прыгающих мячей-комет. Единственная загвоздка в этом волшебном мире -- прорехи, когда, например, дирижабль, проплывающий над головами зрителей, не надувается до конца или из-под юбки куклы выглядывают колесики и ноги актеров. В том, чтобы сделать вид, что ничего не произошло, нет ничего сложного, но сделать вид, что тебе снится сон, когда всего лишь слегка прикорнул, гораздо сложнее. Даже тогда, когда сны и герои этих снов отчаянно стараются присниться. |
«Керри» и Раймонд Паулс на фестивале «Балтийский дом» Всякий отечественный театр мечтает иметь спектакль «для врачей» или, как раньше говорили, «для комиссионок» -- суперуспешную постановку со звездами, билетами на которую можно отблагодарить, подкупить или задобрить нужных и важных людей... >>
Курганский театр кукол «Гулливер» проездом в Москве показал спектакль На сцене Центра им. Мейерхольда дважды показали кукольное шоу для взрослых «Каприч'ио» (с подзаголовком «Двойной со сливками») курганского областного театра кукол «Гулливер». Оба раза билетов не продавали: московские гастроли что-то вроде случайной, мимолетной остановки... >>
Фильмы 2-го фестиваля современного кино 2morrow То, что фестиваль «Завтра» -- именно то, чего не хватало современной Москве, уже понятно. Потому что лучшее на нем -- публика: это молодые люди с симпатичными и интеллигентными лицами, ведущие себя вменяемо и даже скромно, вдумчивые, яркие, живые... >>
Молодые художники на "Винзаводе" Анна Желудь в «Айдан-галерее» представила свой новый проект «Железная свадьба». Серия объектов, выполненных в характерной для Желудь технике (металлическими прутом заданы лишь контуры вещей с соблюдением их реальных размеров), связана с самым «важным» днем в жизни любой девушки, бракосочетанием... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|