N°176 24 сентября 2008 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
В театре хорошо, но снаружи лучше «Синяя птица» из Саратова на фестивале детских спектаклей
В программе фестиваля детских спектаклей «Гаврош», который второй год устраивает Московский театр клоунады, есть много чего хорошего, начиная со спектакля-видеоарта «Итальянский сад», и заканчивая ручной, в буквальном смысле слова, постановкой «Отшельник и Роза». Но «Синяя птица» Саратовского ТЮЗа стоит особняком.
У закованного в броню двойного юбилея спектакля -- 100 лет легендарной постановке МХТ и 90 лет первому профессиональному детскому театру (Саратовскому академическому театру юного зрителя им. Ю.П. Киселева) -- почти не было шансов остаться незамеченным и проходным. Три часа и ни минутой меньше чистого сценического времени вызывают рано или поздно состояние некоторого транса: то ли, правда, посмотрел только что выпущенную, с иголочки, премьеру, то ли наплыли детские воспоминания о первых (скомканных и неуклюжих, для них потом найдется специальный эпитет -- «тюзовских») театральных опытах -- семейных походах в театр. В Саратове к юбилею готовились заранее и ответственно. Одной из косвенных, но принципиальных задач постановщиков была попытка создать достойную современную постановку пьесы Метерлинка. Организаторы «Гавроша» так характеризуют сегодняшнюю московскую ситуацию с «Синей птицей»: «Достойных современных постановок ... вы уже не увидите. Представления МХАТ им. Горького, время от времени ставящие в афишу всю ту же постановку 1908-го года, вряд ли могут чем-то удивить сегодняшнюю детскую аудиторию». Из Москвы в Саратов пригласили Александра Пономарева, имеющего давнюю славу режиссера-филолога и режиссера-авангардиста; почти десять лет назад он получил «Золотую маску» за постановку «Победы над солнцем» Александра Крученых. Сценографию делал Гарри Гуммель, ученик Олега Шейнциса, долгое время оформлявший спектакли театра «Эрмитаж», а в последние годы живущий в Германии. Страна воспоминаний, куда отправились в поисках Синей птицы Тильтиль и Митиль, в его варианте -- среда с плотными фактурными поверхностями: покачивающийся на тросах деревянный помост, высоченная изгородь, опускающиеся и исчезающие оконные рамы и дверные проемы. Путешествующие здесь персонажи, хотя и являются по факту чем-то вроде платоновских идей -- Душа Хлеба, Душа Огня, Душа Пса, тоже вышли очень плотными, материальными, сводимыми к какому-нибудь одному беспрерывно повторяемому жесту или интонации. Первые полчаса все это еще кажется весьма милым, как забавные рисунки в книжке детских сказок или как лубочные фигурки у примитивистов. Но к исходу третьего часа манерные всплески руками наряженного в кружавчики Сахара, или извивающаяся походка на полусогнутых ногах Кошки, или властные помахивания волшебной палочкой Души Света отдают непреднамеренным фарсом и знакомым тюзовским китчем. Массовка (студенты театрального факультета), появляясь в отдельные моменты, еще больше усугубляет дело: актеры то синхронно танцуют в париках, то машут синими лентами (намекая на недостижимость счастья). Дети, предполагается на этой фабрике праздника, веселятся, когда со сцены с ними говорят громкими, фальшивыми голосами, гротескно изображают эмоции и чуть ли не обращаются «деточки». А мягкую игрушку в виде крупного серого птенца, не моргнув глазом, выдают за ту самую, дивную, неуловимую и самую прекрасную Синюю птицу. Юные зрители иногда действительно так и делают -- сидят и безропотно слушают, но чаще принимаются съезжать с кресел, прыгать в проходах и выпрашивать у родителей сахарного петушка на палочке -- в антрактах их продавали в фойе за 50 руб. В театре хорошо, но снаружи лучше -- вот и еще одно поколение детей разделило этот старый и сомнительный девиз. Загвоздка здесь, кажется, не только в них, но еще и (совсем немного) в театре. |
«Киношок» раздал призы По традиции «Киношок», руководимый сценаристом Виктором Мережко и актрисой Ириной Шевчук, проводится в советской эстетике. Тут и громкие фразы про братство народов, и детские хореографические группы на церемониях закрытия и открытия, и объявления на дверях анапского пансионата, где фестиваль проходит... >>
«Синяя птица» из Саратова на фестивале детских спектаклей В программе фестиваля детских спектаклей «Гаврош», который второй год устраивает Московский театр клоунады, есть много чего хорошего, начиная со спектакля-видеоарта «Итальянский сад», и заканчивая ручной, в буквальном смысле слова, постановкой «Отшельник и Роза»... >>
Главная галерея мирового рынка искусств с деловым визитом в Москве Похоже, что на вопрос «Проникновение?», поставленный в названии первой, пристрельной выставки галереи Лари Гагосяна в прошлом году в Барвихе, Лари дает скорее всего утвердительный ответ... >>
Смотрите с 25 сентября на экранах Москвы «Мамма Миа!» (США, 2007, Филлида Ллойд). Мюзикл на основе хитов группы ABBA: на маленьком греческом озере живет неунывающая Донна (Мэрил Стрип) и ее дочь Софи (Аманда Сифрид, «Солнцестояние»), которая собралась замуж... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|