N°108 20 июня 2008 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
История греха В фотографическом музее швейцарского Винтертура экспонируются работы Сергея Браткова
О том, что мы ленивы и нелюбопытны, много сказано. Возможно, сильнее всего это проявляется в фотографии -- на тысячи снимков президента приходится пара серий про бомжей, брошенных детей, пенсионеров. Те, кого снимает Братков, большей частью вытеснены на периферию отечественного и фотографического сознания. Дикий праздник десантников, как и милицейская эстафета по Садовому кольцу, выглядит откровением, хотя происходят ежегодно, на том же месте в тот же час и выглядят не менее красочно. Серии с детьми шокировали тех, кому отлично известно и о семейном насилии, и об исчезающих десятками малютках, и о раздолье для педофилов -- в Интернете и физической реальности.
Освобождение фотографии от догм, проникновение в человеческие тайны, закрытые сообщества, давно уже ставшее на Западе важным трендом, все еще не слишком сильно интересует наших мастеров культуры. Братков физически не проникает в субкультуры, не старается застать своих героев врасплох -- просто ищет модели, притом не слишком экзотические, тем более что особой пропасти между семейными ценностями и совсем уж разнузданным общественным безобразием он не видит. Изгнание из рая происходит в детстве, в семье -- большая серия, одна из самых ранних в творчестве Браткова сделана в родительском саду, где есть еще приятные воспоминания и всякий уют, но таятся и страсти, грехи, пороки и, главное, смерть. Возможно, именно гибель брата -- он есть на снимках, откомментированных надписью о том, что о смерти его родителям сообщил 12-летний Братков, -- разрушила детскую защиту: в семейных снимках больше страха и любопытства, чем покоя и радости. Дальше -- больше: постановки, сделанные с харьковскими еще коллегами, раскрашенные девочки-лолиты и иллюстрации к известным кровавым страшилкам про детишек, играющих в гестапо, режущих собачек…. Снимки полны низкобюджетных подробностей, будто позаимствованных у как раз в те годы ставших доступными ужастиков и порнушки, стремительно распространяющейся через видеосалоны: льется ненастоящая кровь, лица несчастных девочек покрывают килограммы косметики, откровенность переваливает через край, даже не раздражает, бесит. Братков разглядывает соотечественников с любопытством натуралиста и веселым интересом; человек его занимает как биологический вид, качества которого сильнее всего проявляются в отношении к униженным и оскорбленным -- детям и старикам. Даже в наблюдениях за нищей старостью и поруганным детством фотограф не пускается в рассуждения о цене детской слезинки. Переход из харьковского чудесного болотца, в котором даже черти водятся домашние, открывает страшный и по-настоящему уже опасный мир. Здесь радуются, как воюют, принцессы похожи на проституток, старость и нищета поджидают за каждым углом даже бравых матросов, победительное мужское начало выступает в виде гор мускулов, управляемых небольшими бритыми головками с интеллектом явно ниже среднего. Борис Михайлов недавно сетовал, что в современной России нет фотографа, который обнаружил бы и зафиксировал символы времени, его специфический цвет. В том варианте, который предлагает Братков, нет места единственному герою, избранным краскам -- его музыка рождается из сумбура. Но радости в этой радужности не больше, чем в Сарумане Белом, обменявшем чистоту и белые одежды на сладость власти. Примерно та же история произошла когда-то с Адамом и Евой, но это только кажется, что вернуться в тайный сад детства невозможно -- стоит покинуть залы музея, как оказываешься в цветущем, мирном Винтертуре. В довольно однообразной картине мира, которую создают наши фотографы, Браткова трудно назвать лучом света, но только он (после отъезда Бориса Михайлова) наблюдает исключительно оборотную сторону действительности. |
Открылся юбилейный Московский кинофестиваль Сегодня в который уже раз кинотеатр «Пушкинский» принимает любителей кино со всей столицы (и, наверное, приезжих из всех остальных городов и весей -- хочется надеяться, что таковые еще остались)... >>
Юбилейный ММКФ открылся фильмом «Хэнкок» Пока по телевизору передают тревожные новости о погоне за бандой злодеев, на автобусной остановке в Лос-Анджелесе спит афроамериканский человек. Он небрит, явно не первый день носит одну и ту же одежду (отдельным пунктом «модного приговора» служит засаленная шапочка с вывязанным на ней орлом), а перегар, исходящий от него, явственно чувствуется даже в зрительном зале... >>
В Москве спектаклем «План Б» начался фестиваль «Другого театра» Маленький фестиваль «Другой театр из Франции и не только», который ремонтирующийся Театр наций проводит на сцене Центра имени Мейерхольда, -- это продолжение очаровательного проекта, что уже давно проводит в Москве французский культурный центр... >>
В фотографическом музее швейцарского Винтертура экспонируются работы Сергея Браткова О том, что мы ленивы и нелюбопытны, много сказано. Возможно, сильнее всего это проявляется в фотографии -- на тысячи снимков президента приходится пара серий про бомжей, брошенных детей, пенсионеров... >>
О новом романе Дмитрия Быкова Что здесь удалось, так это рекламный текст на задней обложке: «Списанные» -- первый роман из гротескно-фантастической трилогии «Нулевые»... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|