N°190 13 октября 2005 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Самый странный польский авангардист Дни Тадеуша Кантора в Центре имени Мейерхольда
Художник, сценограф и режиссер Тадеуш Кантор родился в 1915-м, умер в 1990-м -- то есть сейчас, в 2005-м, в календаре светятся две годовщины. Девяносто лет со дня рождения, пятнадцать лет со дня смерти -- по этому поводу в Центре имени Мейерхольда вчера открылись Дни Тадеуша Кантора.
В их программе -- записанные на видео спектакли одного из самых странных театральных авангардистов Европы (сегодня -- «Велеполе, Велеполе», завтра -- «Пусть сгинут артисты» и «Я сюда уже никогда не вернусь», в субботу, напоследок -- «Сегодня мой день рожденья»). Кроме того, о Канторе будут рассказывать польские театроведы; покажут и документальные фильмы о театре «Крико-2», который основал Кантор. (Первый «Крико», существовавший в 1933--1938 годах, к Кантору отношения не имел, но он также был создан краковскими художниками, и Кантору хотелось подчеркнуть идейное родство; его театр также категорически отказывался пересказывать сюжеты и существовал скорее по музыкальным законам.) Это был не первый театр в его жизни. Все началось в оккупацию, в 1942 году, когда Кантор с товарищами придумал Независимый театр и начал играть на частных квартирах «Балладину» Юлиуша Словацкого и «Возвращение Одиссея» Станислава Выспянского. После войны Кантор много занимался сценографией, и интерес к вещи, к фактуре отразился затем и в собственных его постановках. Разделить Кантора-художника и Кантора-режиссера (хотя само слово «режиссер» к Кантору, старательно разламывающему каноны привычного театра и не выносящему театр репертуарный, не очень-то подходит) решительно невозможно: его выставки строились по театральным законам, в спектаклях же вещи были уравнены в правах с людьми. В шестидесятых он, попутешествовав по миру, все более интересуется хеппенингами (первый хеппенинг в Польше провел именно Кантор, в 1965 году), но 1968 год приводит к потере веры в возможность человеческого контакта, и в 1970-м возникает манифест, провозглашающий, что смысл искусства -- в нем самом. И наконец, в восьмидесятые Кантор много думает о вечности -- так много, что даже его театр назвали «театром смерти», и он все оглядывается назад, в детство, пытаясь вычитать в детстве проекцию старости. Понятно, что по техническим причинам существуют видеозаписи только последнего периода, их и привезли; то есть можно рассмотреть не все работы художника, но лишь те, которые к этой самой вечности, которой он так интересовался, приближены. Что же касается более ранних вещей -- придется верить польским специалистам на слово.
С 27 октября в прокат выходит фильм «Гарпастум» Алексея Германа-младшего. Фильм участвовал в конкурсной программе Венецианского фестиваля. Может быть, потому, что главные герои фильма -- футболисты, в российской прессе по поводу венецианской премьеры поднялся настоящий футбольный ажиотаж... >>
В Зале федеральных архивов открыта экспозиция к 100-летию русско-японской войны Создатели выставки к столетию русско-японской войны "Мы скорбью платим вам и восхищеньем..." в каталоге-буклете несколько раз ссылаются на общеизвестность, хрестоматийность той войны... >>
Дни Тадеуша Кантора в Центре имени Мейерхольда Художник, сценограф и режиссер Тадеуш Кантор родился в 1915-м, умер в 1990-м -- то есть сейчас, в 2005-м, в календаре светятся две годовщины. Девяносто лет со дня рождения, пятнадцать лет со дня смерти -- по этому поводу в Центре имени Мейерхольда вчера открылись Дни Тадеуша Кантора... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|