N°82 17 мая 2004 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
«Почему бы нам не воспользоваться их финансовыми ресурсами?»
Авиасалон ILA-2004 в составе делегации АХК «Сухой» посетил маршал авиации Евгений ШАПОШНИКОВ. Знаменитый летчик, бывший министр обороны СССР и советник президента России по авиации поделился с корреспондентом газеты «Время новостей» Михаилом КУКУШКИНЫМ своим мнением о плюсах и минусах сотрудничества с зарубежными разработчиками военной авиатехники.
-- По действующим в России нормам летательные аппараты и вообще все технические системы, поставляемые на вооружение нашей армии, должны целиком состоять из отечественных компонентов. В связи с этим, в какой степени допустимо иностранное участие в таких проектах, как, например, истребитель пятого поколения? -- Ну, все в руках человека. Все законы и нормы пишут люди в зависимости от той обстановки, в которой оказываются. Вот сейчас многие говорят: если бы Советский Союз просуществовал еще десять лет, то у нас был бы сейчас истребитель пятого поколения. Но я хочу их спросить: а что бы мы в этом случае сейчас кушали? Если есть какие-то страны, интересы которых совпадают с нашими, то почему бы нам не воспользоваться их финансовыми ресурсами? Я не говорю о союзнических отношениях. Достаточно того, чтобы мы были уверены, что наши и их интересы никогда не окажутся перпендикулярными, образно говоря. Сошлюсь на пример Европы: Англия, Германия, Испания и Италия сумели ведь совместно создать истребитель Eurofighter. -- Евгений Иванович, исторический опыт показывает, что оборонное сотрудничество нашей страны с другими иногда выходит нам же боком. Так, на рубеже 20--30-х годов прошлого века, когда Германия не имела права создавать танковые войска, СССР разрешил немцам испытывать танки на нашей территории. Через несколько лет эти танки доехали до Москвы, и больших трудов стоило выгнать их обратно. В 50-е годы мы помогли китайцам создать атомную бомбу, которую Мао Цзэдун чуть не сбросил на нас же. И вот теперь мы снова готовы делиться с соседями нашими военно-авиационными технологиями. Не слишком ли дорого в долгосрочной перспективе обходится такая международная кооперация? -- Я понимаю ваш вопрос. Но давайте посмотрим на это вот с какой стороны. Корпорация «Сухой» получает от внешнеэкономической деятельности более миллиарда долларов в год. Если бы не это, то была бы у нас сейчас еще фирма «Сухой»? Я не знаю... А сейчас она -- самое успешное из наших авиастроительных предприятий. -- Но если, скажем, китайцы используют полученные от нас самолеты против нас, то мы понесем убытков гораздо больше, чем на миллиард долларов... -- Не думаю, что дойдет до этого. Потом, если мы откажемся от экспорта военных технологий, то сами вообще ни с чем останемся. А странам, которые стремятся приобрести такие технологии, все равно кто-нибудь поможет. Либо другие государства, либо просто знающие люди уедут туда за большие деньги и помогут. Однозначный ответ на вопрос о целесообразности военно-технического сотрудничества раз и навсегда дать невозможно. Этот ответ зависит от множества переменных факторов. Но на сегодняшнем этапе я лучшего выхода для нашей оборонной промышленности не вижу. Хотя в отношении самолета третьего поколения я очень бы крепко подумал... -- Подумали бы о сотрудничестве с Китаем в этом проекте? -- Отвечу уклончиво: вообще бы подумал. |
Россия расплатится с Чехией военной техникой На завершившемся вчера в Берлине международном авиасалоне ILA-2004 было объявлено, что Россия поставит боевые вертолеты Чехии в счет погашения государственного долга. Ранее Чехия предполагала получить от нашей страны тяжелые транспортные самолеты Ан-70. Предварительная договоренность на этот счет была достигнута еще в 2000 году... >>
Авиасалон ILA-2004 в составе делегации АХК «Сухой» посетил маршал авиации Евгений ШАПОШНИКОВ. Знаменитый летчик, бывший министр обороны СССР и советник президента России по авиации поделился своим мнением о плюсах и минусах сотрудничества с зарубежными разработчиками военной авиатехники... >>
Сахалинские проекты думают развернуть на материк Участники консорциума по комплексному освоению месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока продолжают встречаться и делать громкие заявления... >>
Японский автомобильный концерн Mitsubishi Motors вынужден пережить новый виток затянувшегося кризиса, после того, как месяц назад американо-германский гигант DaimlerChrysler AG отказался решать его финансовые проблемы и заявил о намерении продать принадлежащий ему 37-процентный пакет акций... >>
Украина объяснила руководству России, почему приватизация «Криворожстали» является ее внутренним делом Шансы «Северсталь-групп» заполучить крупнейшее предприятие Украины «Криворожсталь» после субботней встречи российского и украинского премьеров не изменились... >>
Содбизнесбанк не пускает чиновников ЦБ на работу Противостояние Центробанка и Содбизнесбанка (СББ), лишившегося лицензии за нарушение закона об отмывании преступных доходов, обостряется. В пятницу ЦБ обвинил банк в противодействии временной администрации и попытках ввести в заблуждение клиентов... >>
На рынке платного телевидения в ближайшее время появится новый игрок -- подразделения корпорации «Система» -- «Система Телеком» и «Система Массмедиа». Телесигнал, как ожидается, будет распространяться через телефонные сети МГТС по технологии ADSL... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|