|
|
N°82, 17 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Почему бы нам не воспользоваться их финансовыми ресурсами?»
Авиасалон ILA-2004 в составе делегации АХК «Сухой» посетил маршал авиации Евгений ШАПОШНИКОВ. Знаменитый летчик, бывший министр обороны СССР и советник президента России по авиации поделился с корреспондентом газеты «Время новостей» Михаилом КУКУШКИНЫМ своим мнением о плюсах и минусах сотрудничества с зарубежными разработчиками военной авиатехники.
-- По действующим в России нормам летательные аппараты и вообще все технические системы, поставляемые на вооружение нашей армии, должны целиком состоять из отечественных компонентов. В связи с этим, в какой степени допустимо иностранное участие в таких проектах, как, например, истребитель пятого поколения?
-- Ну, все в руках человека. Все законы и нормы пишут люди в зависимости от той обстановки, в которой оказываются. Вот сейчас многие говорят: если бы Советский Союз просуществовал еще десять лет, то у нас был бы сейчас истребитель пятого поколения. Но я хочу их спросить: а что бы мы в этом случае сейчас кушали? Если есть какие-то страны, интересы которых совпадают с нашими, то почему бы нам не воспользоваться их финансовыми ресурсами? Я не говорю о союзнических отношениях. Достаточно того, чтобы мы были уверены, что наши и их интересы никогда не окажутся перпендикулярными, образно говоря.
Сошлюсь на пример Европы: Англия, Германия, Испания и Италия сумели ведь совместно создать истребитель Eurofighter.
-- Евгений Иванович, исторический опыт показывает, что оборонное сотрудничество нашей страны с другими иногда выходит нам же боком. Так, на рубеже 20--30-х годов прошлого века, когда Германия не имела права создавать танковые войска, СССР разрешил немцам испытывать танки на нашей территории. Через несколько лет эти танки доехали до Москвы, и больших трудов стоило выгнать их обратно. В 50-е годы мы помогли китайцам создать атомную бомбу, которую Мао Цзэдун чуть не сбросил на нас же. И вот теперь мы снова готовы делиться с соседями нашими военно-авиационными технологиями. Не слишком ли дорого в долгосрочной перспективе обходится такая международная кооперация?
-- Я понимаю ваш вопрос. Но давайте посмотрим на это вот с какой стороны. Корпорация «Сухой» получает от внешнеэкономической деятельности более миллиарда долларов в год. Если бы не это, то была бы у нас сейчас еще фирма «Сухой»? Я не знаю... А сейчас она -- самое успешное из наших авиастроительных предприятий.
-- Но если, скажем, китайцы используют полученные от нас самолеты против нас, то мы понесем убытков гораздо больше, чем на миллиард долларов...
-- Не думаю, что дойдет до этого. Потом, если мы откажемся от экспорта военных технологий, то сами вообще ни с чем останемся. А странам, которые стремятся приобрести такие технологии, все равно кто-нибудь поможет. Либо другие государства, либо просто знающие люди уедут туда за большие деньги и помогут.
Однозначный ответ на вопрос о целесообразности военно-технического сотрудничества раз и навсегда дать невозможно. Этот ответ зависит от множества переменных факторов. Но на сегодняшнем этапе я лучшего выхода для нашей оборонной промышленности не вижу. Хотя в отношении самолета третьего поколения я очень бы крепко подумал...
-- Подумали бы о сотрудничестве с Китаем в этом проекте?
-- Отвечу уклончиво: вообще бы подумал.
Беседовал Михаил КУКУШКИН