N°54 31 марта 2004 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Восходящие звезды Берлина Молодежное искусство Германии в Москве
Количество немецких выставок, открывающихся в Москве, приближается к порогу, который можно считать опасным для пылкого любителя искусств и сумрачного германского гения. Жители столицы могут разделить радость и печаль (успеть всюду проблема), которую испытывали жители Германии (особенно Франкфурта) в прошедшем году, когда на них обрушился подобный поток российского искусства. А ведь главное блюдо богатого застолья, выставка «Москва--Берлин», еще впереди.
В Государственном Центре современного искусства открылась молодежная выставка «Шизорама» -- блестящее доказательство того, как страшно далеки мы от Европы. Не потому, что на следующий после открытия день на весьма любопытной выставке не было ни души. И не оттого, что проблемы, которыми болеет немецкая столица, нам непонятны. Несмотря на некоторые несоответствия контекстов и отсутствие перевода, почти все экспонаты, представленные на выставке, при некотором желании понять можно. Молодежные субкультуры, национальные общины, символы империализма -- навязчивая реклама и пресловутый Макдоналдс, реалити-шоу и прочие сто цветов глобализации расцветают и в Москве пышным цветом. Хватает в нашей столице и художников, «понаехавших» из разных стран (география только поуже), -- именно такие, рожденные в Кейптауне, Мадриде, Москве, в основном представляют на «Шизораме» Берлин. Дело в другом -- вся эта богатая социальная проблематика, «отношения частного с общественным» все реже интересуют наших художников. Деликатные и настойчивые исследования окружающей среды, ее больных точек, неразрешимых проблем в Москве -- дело немодное, иногда опасное (как минимум обвинениями в спекулятивности, но можно нарваться и на серьезный скандал, переходящий в судебный процесс). В Берлине же твердо верят в отринутый нами постулат о том, что жить в обществе и быть от него свободным невозможно. А также неприятно и неинтересно. Социальная ангажированность, от которой шарахаются как от чумы наши художники, коллекционеры, музеи, для берлинцев -- новых и старых, урожденных и приезжих -- нормальный язык межчеловеческого общения. Немного холодноватый, зато разумный и вежливый. «Шизорама», несмотря на остроту тем и резковато звучащее для русского уха название, выставка нежная, розовато-голубая, все высказывания построены на полутонах, без резких выводов, жестких утверждений и литров клюквенного сока, вылитых понапрасну. Счастливое детство девочки в хиджабе (видео Шарома Энтехаби Happy meal), жующей гамбургер в Макдоналдсе под приятную исламскую музыку и не знающей еще, как крепко попала между двух культур; фотографии тех же «Макдоналдсов» в разных странах мира Шона Снайдера; «чудесные города» Микаелы Швайгер; попытка взглянуть изнутри на проблемы переселенцев (для проекта Марисы Маза свою жизнь в Берлине снимали девочки-турчанки); уличные люди -- граффитисты-скейтбордисты Робина Роде; медиамиры Анатолия Журавлева; занятная пародия на безумные откровения ток-шоу Бьорна Мельхуса -- все это Берлин «внутренний», неизвестный нам. Очень похожий на Москву, как и на десятки других столиц мира, но только гуманный и человечный. Берлин свободных и разных людей. Без разрухи в головах. "Берлинская лазурь" в Доме фотографии скроена приблизительно по тем же лекалам. Разнообразные точки зрения, социальные темы, качественные работы. Оно и неудивительно -- куратор Катрин Беккер делала обе эти выставки. Только «Шизораму» -- в компании с Антье Вейтцель, а «Лазурь» -- с Александром Толнаем. Все участники выставки -- стипендиаты специальной программы по архивации берлинской истории. Учрежденной, дабы отслеживать «его социальные, архитектурные, ментальные» преобразования. Почти как наша "Серебряная камера". Только в отличие от наших берлинские фотографы своего города не стыдятся и с удовольствием фиксируют всякие клубы на окраинах и сошедшую с ума от преобразований Александерплатц. Увы, но, как и наши, они предпочитают благообразность смыслу. И оттого «портрет Берлина» кажется слишком красивым. Большая часть работ просто просится на стенку в офис -- настолько затерта в них та проблематика, что ясно описана в пресс-релизе. Зато они славно оттенили собственных классиков -- в Доме фотографии продолжается выставка «О телах и других вещах». |
Музей изящных искусств предложил сенсационную атрибуцию давно известной картины Эта история вполне могла бы стать основой сценария художественного фильма о нелегких, таинственных судьбах шедевров искусства. И занять свое законное место где-то между экранизацией бальзаковского «Неведомого шедевра» и фильмом «Подпасок с огурцом» телесериала «Следствие ведут знатоки»... >>
Молодежное искусство Германии в Москве Количество немецких выставок, открывающихся в Москве, приближается к порогу, который можно считать опасным для пылкого любителя искусств и сумрачного германского гения... >>
О новой книге Алексея Слаповского Странности новой работы Алексея Слаповского начинаются с заголовка. На седьмой странице мартовского «Знамени» читаем: «Качество жизни. Книга», далее следуют три определения общеизвестного словосочетания (Яndex, Апорт, Rambler), а на восьмой странице утыкаешься в новый титул -- «Адаптатор. Роман»... >>
Смотрите с 1 апреля на московских экранах «Поцелуй жизни» (Великобритания--Франция, 2003, Эмили Янг). Фильм о жизни после смерти, или, точнее, о воспоминаниях о жизни после смерти: погибшая в автокатастрофе домохозяйка (Ингеборга Дапкунайте) наблюдает за своей семьей с того света... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|