Время новостей
     N°54, 31 марта 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.03.2004
Восходящие звезды Берлина
Молодежное искусство Германии в Москве
Количество немецких выставок, открывающихся в Москве, приближается к порогу, который можно считать опасным для пылкого любителя искусств и сумрачного германского гения. Жители столицы могут разделить радость и печаль (успеть всюду проблема), которую испытывали жители Германии (особенно Франкфурта) в прошедшем году, когда на них обрушился подобный поток российского искусства. А ведь главное блюдо богатого застолья, выставка «Москва--Берлин», еще впереди.

В Государственном Центре современного искусства открылась молодежная выставка «Шизорама» -- блестящее доказательство того, как страшно далеки мы от Европы. Не потому, что на следующий после открытия день на весьма любопытной выставке не было ни души. И не оттого, что проблемы, которыми болеет немецкая столица, нам непонятны. Несмотря на некоторые несоответствия контекстов и отсутствие перевода, почти все экспонаты, представленные на выставке, при некотором желании понять можно. Молодежные субкультуры, национальные общины, символы империализма -- навязчивая реклама и пресловутый Макдоналдс, реалити-шоу и прочие сто цветов глобализации расцветают и в Москве пышным цветом. Хватает в нашей столице и художников, «понаехавших» из разных стран (география только поуже), -- именно такие, рожденные в Кейптауне, Мадриде, Москве, в основном представляют на «Шизораме» Берлин. Дело в другом -- вся эта богатая социальная проблематика, «отношения частного с общественным» все реже интересуют наших художников. Деликатные и настойчивые исследования окружающей среды, ее больных точек, неразрешимых проблем в Москве -- дело немодное, иногда опасное (как минимум обвинениями в спекулятивности, но можно нарваться и на серьезный скандал, переходящий в судебный процесс).

В Берлине же твердо верят в отринутый нами постулат о том, что жить в обществе и быть от него свободным невозможно. А также неприятно и неинтересно. Социальная ангажированность, от которой шарахаются как от чумы наши художники, коллекционеры, музеи, для берлинцев -- новых и старых, урожденных и приезжих -- нормальный язык межчеловеческого общения. Немного холодноватый, зато разумный и вежливый. «Шизорама», несмотря на остроту тем и резковато звучащее для русского уха название, выставка нежная, розовато-голубая, все высказывания построены на полутонах, без резких выводов, жестких утверждений и литров клюквенного сока, вылитых понапрасну. Счастливое детство девочки в хиджабе (видео Шарома Энтехаби Happy meal), жующей гамбургер в Макдоналдсе под приятную исламскую музыку и не знающей еще, как крепко попала между двух культур; фотографии тех же «Макдоналдсов» в разных странах мира Шона Снайдера; «чудесные города» Микаелы Швайгер; попытка взглянуть изнутри на проблемы переселенцев (для проекта Марисы Маза свою жизнь в Берлине снимали девочки-турчанки); уличные люди -- граффитисты-скейтбордисты Робина Роде; медиамиры Анатолия Журавлева; занятная пародия на безумные откровения ток-шоу Бьорна Мельхуса -- все это Берлин «внутренний», неизвестный нам. Очень похожий на Москву, как и на десятки других столиц мира, но только гуманный и человечный. Берлин свободных и разных людей. Без разрухи в головах.

"Берлинская лазурь" в Доме фотографии скроена приблизительно по тем же лекалам. Разнообразные точки зрения, социальные темы, качественные работы. Оно и неудивительно -- куратор Катрин Беккер делала обе эти выставки. Только «Шизораму» -- в компании с Антье Вейтцель, а «Лазурь» -- с Александром Толнаем. Все участники выставки -- стипендиаты специальной программы по архивации берлинской истории. Учрежденной, дабы отслеживать «его социальные, архитектурные, ментальные» преобразования. Почти как наша "Серебряная камера". Только в отличие от наших берлинские фотографы своего города не стыдятся и с удовольствием фиксируют всякие клубы на окраинах и сошедшую с ума от преобразований Александерплатц. Увы, но, как и наши, они предпочитают благообразность смыслу. И оттого «портрет Берлина» кажется слишком красивым. Большая часть работ просто просится на стенку в офис -- настолько затерта в них та проблематика, что ясно описана в пресс-релизе. Зато они славно оттенили собственных классиков -- в Доме фотографии продолжается выставка «О телах и других вещах».

Фаина БАЛАХОВСКАЯ
//  читайте тему  //  Выставки