N°168
10 сентября 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  10.09.2003
Мнения экспертов
версия для печати
Дмитрий ЗАВАЛИШИН, креативный директор компании «Интегрум»:

-- Декларируемая российской властью свобода слова отнюдь не гарантирует нам осведомленности обо всем, что происходит в обществе. В сегодняшней России мы имеем право сказать -- и мы имеем средства сделать так, чтобы сказанное было услышано. Осталось обеспечить доступ к информации. А с этим дело обстоит неблагополучно.

Во многом прессу называют четвертой властью благодаря журналистским расследованиям. Бюрократия, как правило, стремится абсолютизировать свою власть, снизив (в идеале --- до нуля) подотчетность обществу или, что то же самое, информированность общества о своих действиях. Журналистское расследование представляется механизмом, обеспечивающим эту самую подотчетность. И естественно, в цивилизованной стране должны существовать правила, обеспечивающие журналиста необходимыми для проведения таких расследований средствами.

Антон НОСИК, президент по стратегии и развитию ОАО «Рамблер интернет холдинг»:

-- Интернет, отменив цензуру государственную и «рыночную», сам стал своеобразной формой глушения свободного слова. В Интернете любой независимый голос теряется в хоре миллионов -- многим и сказать-то, в общем, нечего, но молчать их уже не заставишь... Та же картелизация рынка СМИ, которая в традиционной медиасфере объяснялась высокой ценой вещания, в Интернете (и мировом, и русскоязычном) сохраняется за счет двух дюжин «системообразующих» ресурсов-олигархов, на долю которых приходится до 90 процентов пользовательского внимания, в то время как все прочие сайты и серверы прозябают в сравнительной безвестности...

Сегодняшний обыватель, потребляющий продукцию СМИ в личных целях, подходит к знакомству с новостями так, как до недавнего времени работал с прессой только профессиональный редактор или аналитик, получающий за этот труд зарплату. При такой смене подхода совершенно неизбежно изменение формата потребления информации. Однако формат подачи новостей на традиционных носителях никаким изменениям за последние годы не подвергся. В результате возник вакуум, заполнение которого и обеспечивает миллионные «тиражи» интернет-изданиям, при всех их известных недостатках вроде вторичности информации, отсутствия фотослужб, разветвленных корсетей и т. п.

Модест КОЛЕРОВ, политический консультант:

-- Массив информации для вещателя -- это его свобода на первом этапе, а на втором -- это способ поймать читателя на этой свободе, создать ему иллюзию свободы и выбора, выстроить этот массив так, чтобы они отвечали его интересам, но выглядели как «весь мир».

Массив никогда не воспринимается как ограниченный. Ограничения создаются путем формирования специфической структуры предложения. Человек, на которого валится пятьсот сообщений в день, не различает, сколько их -- пятьсот или семьсот. А поставщики регулируют структуру. Например, 30 процентов про сельское хозяйство, 40 -- про политику, а остальные -- про экономику. Это одна структура. Или 60 процентов про политику, про Жириновского с Явлинским, 10 процентов -- про экономику, а остальное -- происшествия, кто кого зарезал. Это совсем другая «картинка». То есть он-лайн -- это способ симуляции действительности, якобы описание. Читая это весь день, ты не можешь сразу понять, что тебя обманывают.

Виктор КОЛОМИЕЦ, доктор социологических наук, профессор:

-- Рейтинг -- это лишь численный критерий успеха программы. С помощью рейтинга невозможно оценить коммуникативную эффективность (эффект) телевизионного сообщения. С его помощью можно только оценить, что пользуется успехом у зрителей, а что нет. То есть речь идет только о коммерческом успехе. Но именно коммерческий успех в настоящее время является наиболее легитимным в российском общественном сознании. Морально-этическая сторона телевидения отступает перед коммерческой. В ход идет все, что способно привлечь зрителя, вплоть до эксплуатации его низменных страстей. Борьба за рейтинг приводит к коммерциализации культуры, к тому, что распространитель начинает диктовать творцу. Возникает потребность и необходимость подстроить творчество под спрос, чтобы заработать деньги.

Изменение статуса и функций рейтинга в телевизионном мире возможно только с изменением самого общества: с возникновением богатого демократического государства, которое сможет позволить себе содержать «другое телевидение», и с возникновением большого слоя обеспеченных людей, обладающих осознанными телевизионными интересами, которые готовы платить за удовлетворение этих интересов.

Виктория СУХАРЕВА, редактор рубрики «Радио» журнала «СРЕDА»:

-- Если в начале и середине 1990-х радиостанции выходили на рынок и ждали, пока их выберет аудитория, то с конца 1990-х радиостанции начали формировать аудиторию «под себя». Радиостанции стали намечать целевую группу, просчитывать ее потенциальные потребности. Исходя из этого составлять программу и придумывать имидж. Целевая группа принимала станцию: да, говорила она, радио «N» -- классная станция, станция для «продвинутой» молодежи, а значит, для меня. Программы станции становились частью повседневной жизни слушателя: он звонил в эфир, участвовал в викторинах, ходил на мероприятия, которые радиостанция устраивала, выбирал себе друзей по принципу «Скажи мне, какое радио ты слушаешь, -- и я скажу тебе, кто ты».

Проверив искренность намерений радиостанций в условиях, например, выборов -- когда радио оказалось, по сути, единственным СМИ, которое не включилось в предвыборную гонку и рубку «капусты», -- аудитория поверила им и пошла за ними.

Сергей КЕШИШЕВ, тележурналист и телережиссер:

-- Нынешнее российское телевидение только с большой натяжкой может считаться средством массовой коммуникации. Объективно ситуация сложилась таким образом, что оно практически не ставит перед собой задачи донести до зрителя достоверные сведения о происходящем в мире, в стране, в обычной жизни людей. Еще менее оно интересуется мнением и интересами зрителя. Сейчас это инструмент манипулирования сознанием российских обывателей (выборы, корпоративные войны и т.д.) и источник «черного нала» для причастных к процессу телепроизводства. Наша общая задача состоит в том, чтобы преобразовать отечественное ТВ в общеполезный бизнес, т.е. реальное производство полезного продукта, зависящее от спроса потребителей. В реальное дело, приносящее, конечно же, прибыль производителю и вещателю. Думается, что первым шагом к этому и ключом к решению проблемы служит освобождение телевидения (собственно журналистов, редакторов, выпускающих, равно как и руководителей каналов) от финансовой зависимости, политических видов хозяина канала и искушения получить наличные деньги за размещение черного пиара. А это произойдет лишь тогда, когда за телепродукт будет платить собственно зритель.

  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  10.09.2003
Очередной номер журнала «Отечественные записки» посвящен теме средств массовой информации. Отходя от популярных и упрощающих трактовок проблем, связанных со СМИ, журнал предлагает читателю комплексное и многоаспектное рассмотрение этой сферы экспертами и практиками, как отечественными, так и зарубежными. >>
  • //  10.09.2003
Телевидение неминуемо дает ориентиры и представления о том, в какое время, в каком месте мы находимся и как мы живем. Существует известное противоречие, с которым все люди телевидения постоянно сталкиваются и которое вынуждены разрешать. С одной стороны: репутация -- социальная ответственность -- социальные функции -- просветительские моменты. С другой -- сделать все это без наличия огромных финансовых ресурсов невозможно и нереально, иначе это будет телевидение убогое, бедное, неинтересное... >>
  • //  10.09.2003
Россия, как и весь мир, за исключением небольшого числа стран с диктаторскими или социалистическими режимами, смотрит продукцию Голливуда. В 2002 году у нас были показаны 170 новых картин из США, включая все блокбастеры. Однако пока кино у нас -- удовольствие не из дешевых, и обычай ходить туда с семьей по субботам только начинает формироваться у так называемого среднего класса. Подавляющее большинство публики довольствуется тем, что показывает «ящик для глаз»... >>
  • //  10.09.2003
Новое информационное общество становится обществом знаний по быстроте и доступности информации. Реализация новых технологических решений резко ускоряется, и роль информации в обществе повышается. Журналистика из элитарного средства, которое было доступно в XVII веке лишь избранным, главным образом представителям власти, феодалам, служителям церкви, преподавателям университетов, превращается в могущественное средство развития и саморазвития, развития производительных сил, наступает новый экономический порядок, меняется характер деятельности производительных сил и производственных отношений... >>
  • //  10.09.2003
Нужны ли общенациональные СМИ в таком государстве, как Россия? Россия -- это Византия. А в Византии всегда существует одна главная газета, по которой вся страна сверяет курс: что происходит в Москве, в Кремле, о чем думает федеральная власть? Сейчас такой «главной византийской газетой» у нас в стране позволено быть частной газете. Это -- принципиальное изменение, произошедшее после 1991 года и крушения коммунизма в России... >>
  • //  10.09.2003
-- Декларируемая российской властью свобода слова отнюдь не гарантирует нам осведомленности обо всем, что происходит в обществе. В сегодняшней России мы имеем право сказать -- и мы имеем средства сделать так, чтобы сказанное было услышано. Осталось обеспечить доступ к информации. А с этим дело обстоит неблагополучно... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика