N°155 22 августа 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Ну и что? Объявлены соискатели «Ясной Поляны»
Новорожденная литературная премия «Ясная Поляна» (см. «Время новостей» от 29 июля) с самого начала производила впечатление загадочное и вызывала ряд недоуменных вопросов. Ныне высокое жюри под председательством прозаика Анатолия Кима (в него входят также директор яснополянского музея Владимир Толстой и критики Лев Аннинский, Павел Басинский и Игорь Золотусский) объявило короткий список соискателей, но понятнее от этого сюжет не стал. Кто выдвигал достойные сочинения на конкурс, по-прежнему тайна. Из пресс-релиза можно узнать массу интересного о спонсирующей награду фирме Samsung Electronics, но не о премиальной процедуре и хронологических параметрах. Хотя вообще-то о «мировом технологическом лидере в производстве полупроводников, телекоммуникационного оборудования и цифровой конвергенции» можно узнать и из других источников, а добыть адекватную информацию о том, как премия устроена, больше негде. Ну что ж, на нет и суда нет. Спасибо и за то, что названы имена писателей (как выяснилось, исключительно прозаиков), чьи произведения «ориентированы на гуманистические и нравственные ценности и человеколюбие в русле традиций классической русской литературы и творчества Л.Н. Толстого».
За этикетку «Выдающееся художественное произведение русской литературы» (хотелось бы знать, какой эстет-грамотей изобретает столь изысканные номинации?) и 20 тыс. долларов будут бороться рассказ Олега Ермакова «Колокольня» (входит в сборник «Зимой в Афганистане»), повесть Игоря Иванова-Радкевича «Тень, покинувшая мост», повесть Виктора Лихоносова «Осень в Тамани» и сборник рассказов Асара Эппеля «Шампиньон моей жизни». Вы что-нибудь понимаете? Я -- нет. Грешен, каюсь: не читал я повести Игоря Иванова-Радкевича. И других сочинений этого, быть может, замечательного писателя тоже не читал. Странно, конечно, что такое значительное явление прошло мимо меня, что даже и откликов на него припомнить не могу. Похоже, проспали коллеги-критики (исключая, разумеется, членов жюри) крупное событие. Даже в двухтомном путеводителе Сергея Чупринина по современной русской литературе, этом сверхперегруженном ковчеге, где каждой твари по паре, ни слова об Иванове-Радкевиче нет. Может, «Тень, покинувшая мост» существует пока только в рукописи? Но тогда не резоннее ли было дождаться ее публикации, а автора -- коли так уж очаровал он судейскую коллегию -- номинировать как дебютанта? А если я ошибаюсь, если действительно литературное сообщество проморгало обнародованный шедевр, то почему бы в пресс-релизе не указать, где и когда повесть Иванова-Радкевича публиковалась? Мне всегда казалось, что литературные премии существуют не только для того, чтобы осыпать писателей золотым дождем, но и для актуализации выдающихся книг, для приближения их к читателю. Вероятно, у учредителей «Ясной Поляны» другое мнение -- никаких данных о номинированных на премию работах в пресс-релизе нет. К счастью, имена трех других соискателей не столь загадочны. Что, впрочем, не отменяет других вопросов. На рубеже 80--90-х Олег Ермаков был одним из самых «раскрученных» молодых писателей. Вполне заслуженно -- ранние рассказы и роман «Знак зверя» хорошо читаются и сегодня. Чего не скажешь о более поздней прозе Ермакова. И выдвигать его сейчас на литературную авансцену несколько странно. Иная история с Асаром Эппелем, работающим азартно и на одном уровне. Многие полагают: очень высоком (порукой тому прошлогодняя премия имени Юрия Казакова и вхождение в шорт-лист прошлогодней же премии Ивана Петровича Белкина). Закавыка в том, что после «Шампиньона моей жизни» (первое издание -- 1996) Эппель выпустил «Дробленого сатану» (2002), а обнаружить отличия в его книгах (первая -- «Травяная улица» -- 1994) можно только при помощи сильнейшего увеличительного стекла. Но хозяин -- барин: жюри вольно не замечать новейшей книги. И обнаруживать у жовиального мастера занимательных страшилок толстовские традиции. Как вольно оно премировать повесть Виктора Лихоносова, датируемую аж 1972 годом. Ладно, к воплям об упадке новейшей литературы нам не привыкать, но неужели судьи и впрямь верят, что обаятельная «Осень в Тамани» -- главное литературное событие целого тридцатилетия? Я совсем не хочу сказать дурного ни о Лихоносове, ни о Ермакове, ни об Эппеле -- это настоящие писатели (кто кому духовно ближе -- другой разговор). И странно видеть их статистами в игре с чрезвычайно странными правилами и непонятной целью. Как, впрочем, и соискателей премии в номинации «Выдающееся дебютное художественное произведение русской литературы», где соперничают роман Игоря Малышева «Лис», повесть в рассказах Владислава Отрошенко «Двор прадеда Гриши» и роман Антона Уткина «Хоровод». В связи с первой позицией опять развожу руками -- Игорь Малышев известен не более, чем его тезка Иванов-Радкевич. Но тут теплится надежда: вдруг «Лис» не только дебют, но и новинка. Прочитаем -- порадуемся. А вот про читанный мною лет шесть назад «Двор прадеда Гриши» и сейчас могу сказать: может, и шедевр (на мой взгляд, нет, однако всегда возможны и другие мнения), но уж точно не дебют -- печататься Владислав Отрошенко начал в 1987 году. Зато с третьим соискателем -- полный порядок. «Хоровод» (опубликован «Новым миром» в 1996 году) действительно был дебютом Антона Уткина, выпустившего позднее роман «Самоучки» и энное количество рассказов. Тогда же молодого писателя и приметили: «Хоровод» попал в букеровский шорт-лист, вышел книгой, активно обсуждался в печати... Все бы замечательно, но «бесспорный» случай Уткина уничтожает напрочь саму идею премии за дебют. (С моей точки зрения, вообще весьма сомнительную.) Невозможно награждать движущегося вперед писателя за вещь, с которой он начинал. Хотят того судьи или не хотят (уверен, что не хотят!), но они словно бы отменяют Уткина после «Хоровода». Рассказывая о премии в первый раз, я в шутку предлагал наградить за дебют автора повести «Детство». Дошутился. Обычно за несуразностями премиальных сюжетов ищут какую-нибудь интригу. Как правило -- мнимую. В данном случае детективные разыскания можно отложить. Нет в «Ясной Поляне» никакой интриги -- есть шальные деньги от Samsung, бестолковая организация дела и старый, как мир, безответственный меланхолический принцип: кого люблю -- тому дарю. Свободное дело. Кому-то в день рождения Льва Толстого вручат двадцать тысяч долларов, кому-то -- десять. Вам это интересно? Мне -- нет. Думаю, что никому, кроме соискателей, тоже.
В «Театре.doc» рассказали о трагическом исходе «Войны молдаван за картонную коробку» История в основе реальная, автору ее поведал один милицейский чин, причем в качестве курьеза: всюду, мол, жизнь, вот и среди молдавских беженцев нашелся хмырь, что зарезал своих земляков, ночевавших в картонной коробке из-под телевизора за оградой рынка. Александр Родионов написал об этом короткую пьесу под названием «Война молдаван за картонную коробку», за пьесу принимались разные молодые и талантливые режиссеры, но у них не получалось. Потом за нее взялась группа энтузиастов из «Театра.doc» под руководством драматурга и режиссера Михаила Угарова, и спектакль состоялся. Хотя для неподготовленного зрителя это странный спектакль... >>
В Москве открылся фестиваль аргентинского танго Первый московский международный фестиваль аргентинского танго «Ночи милонгеро» начался в среду в Московском театре юного зрителя. Аргентинский посол, выступавший на открытии, сказал, что танго родилось «в каком-то уголке Буэнос-Айреса». (В зале слегка захихикали: всем известно, что в борделях -- первыми закидывать в танце ноги мужчинам на задницы стали портовые девицы.) Еще он сказал, что если бы танго не появилось в Аргентине, оно могло бы появиться в Москве, потому что суть танго -- в ностальгии. И вот тут уже собравшиеся милонгеро хлопали послу от души... >>
Объявлены соискатели «Ясной Поляны» Новорожденная литературная премия «Ясная Поляна» (см. «Время новостей» от 29 июля) с самого начала производила впечатление загадочное и вызывала ряд недоуменных вопросов. Ныне высокое жюри под председательством прозаика Анатолия Кима (в него входят также директор яснополянского музея Владимир Толстой и критики Лев Аннинский, Павел Басинский и Игорь Золотусский) объявило короткий список соискателей, но понятнее от этого сюжет не стал. Кто выдвигал достойные сочинения на конкурс, по-прежнему тайна. Из пресс-релиза можно узнать массу интересного о спонсирующей награду фирме Samsung Electronics, но не о премиальной процедуре и хронологических параметрах... >>
Вахтанговцы на старте сезона В фойе Театра имени Вахтангова перед сбором труппы царило оживление. Актеры, встречаясь, обнимались так, будто не виделись по меньшей мере лет двадцать. Смех, восторг, поцелуи... Встреча труппы перед открытием нового театрального сезона в очередной раз доказала, что Вахтанговский театр -- один из тех редких, где верят в витальную силу идей режиссера-основателя и хранят им верность. Верность теперь хранят, оказывается, и еще двум режиссерам -- Владимиру Мирзоеву и Владимиру Иванову... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|