N°140
01 августа 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  01.08.2003
Настроение зевать
версия для печати
Не очень лестным титулом «разочарование года» я награждаю Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева. Увы, весь сезон мы наблюдали скорбные метаморфозы. «Затянулась бурой тиной гладь старинного пруда». Свежий ветер перемен стих, и дышим мы тяжкими болотными испарениями. Застой, господа. Самый что ни на есть застойный.

Сменили благоволящего Музею архитектуры (МУАР) председателя Госстроя. Все яркие, амбициозные, дорогостоящие программы тут же свернулись. А кропотливой, тщательной, не рассчитанной на легкий успех и быстрый пиар работы с уникальными музейными фондами нет как нет. Закрылся сериал выставок изумительного фотофонда МУАР (проходил под кодовым названием «Год Марии Рогозиной», Мария Рогозина -- начальник фототеки музея). Не стало монографических экспозиций, посвященных знаменитым российским мастерам архитектуры. Так и не состоялся анонсированный нашей газетой проект директора МУАР Давида Саркисяна «Нельзя разрушать Москву!» -- против сноса теперь уже обреченной гостиницы.

В наступившую эпоху безвременья, связанную еще с переходом МУАР из одного ведомственного подчинения (Госстроя) к другому (Минкульт), руководство музея пытается оживить ситуацию тем, что сдает отличные экспозиционные площади разному выставочному «оживляжу». Этот «оживляж» обязан стимулировать потухший было интерес к музею, сотворить иллюзию полноценной профессиональной жизни. Беспроигрышным пиар-ходом было разместить в залах МУАР выставку трофейной «Бременской коллекции». Налицо и скандал, и интрига, и информационный повод, и пресса, и очереди, и речи, и телекамеры, и шедевры величайших мастеров. Не случилось лишь одного: профессионального уровня репрезентации. И этим музей себя выдал. Сегодня МУАР предоставляет свои площадки различным галереям, предлагающим тот или иной вариант интеллектуального салона. Логики и программы в череде этих выставок никакой нет. С профилем музея они никак не связаны. Зато как манок служат верно: медиальные нервы щекочут, гостей, прессу и даже «випов» (какого-нибудь Владимира Сорокина) собирают. Иллюзию жизни демонстрируют. Вот и давеча в гениальном пространстве флигеля-руины с полумраком, ветхими лестницами, обнаженной кладкой сводов и стен, киношными закоулками и коридорами выставили видеоинсталляцию миланских юноши и девушки Никола Пеллегрини и Оттонеллы Мочеллин «Настроение любить». Что это за работа? Как-то наш коллега Алексей Медведев рассказал о том, что представляет собой псевдоинтеллектуальное европейское (прежде всего французское) кино: выморочное, анемичное, претенциозное, с многозначительными долгими планами и всяческими «красивостями» типа качанием до опупения на качелях и диалогами вроде: «Есть вещи, которые слишком тяжело сказать. Есть слова, которые пугают, и мы хотим их забыть. И самые прекрасные слова, которые бы я хотел сказать тебе, я еще тебе не сказал». Если вы любитель такой «старой Европы» -- добро пожаловать в руину Музея Щусева. По мне так эта работа миланских девушки и юноши очень точно соответствует той атмосфере, в которой пребывает сейчас МУАР. Вместо «Настроения любить» -- «Настроение зевать».

Зря все-таки музей не хочет методически четко и грамотно работать со своими фондами. В его закромах такие шедевры, о которых никто и не догадывается: и графика петровского времени, и екатерининский классицизм, и роскошные листы с проектами топовой сегодня неоклассики развитого социализма. А еще макеты, детали, скульптуры. Такие выставки можно делать -- Эрмитаж бы рыдал. Или вот еще. Не спасли «Москву» -- плохо. Что же теперь руки опускать? Ваш покорный слуга в газете «Время новостей» собирается писать о трех других «мэрских» угрозах исторической Москве. «Облагодетельствовать» реконструкцией хотят старый Манеж, Военторг на Знаменке и «Детский мир» на Лубянке. Вот и давайте готовить экспозиции, им посвященные. Тогда нашему «Настроению любить» поверят точно!
Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  01.08.2003
Музей Бахрушина показывает множество афиш
«Театр начинается с афиши» по веской причине: афишный фонд театрального музея насчитывает шестьсот тысяч экземпляров -- от глубокой древности (Петровский театр, 1791) до наших дней (балет «Светлый ручей», 2003). Вот и пришла пора «проследить тенденции развития афиши в столь длинный исторический период»... >>
  • //  01.08.2003
30 лет назад на экраны вышли «Американские граффити»
Как ни странно, Джордж Лукас вполне мог стать классиком, даже если бы и не снял «Звездные войны». Уже за четыре года до того, как он отправился «в далекую-предалекую галактику», Лукас снял фильм, закрепивший за ним место в голливудском зале славы на веки вечные. «Где вы были в 62-м?» -- вопрошает слоган с рекламного постера «Американских граффити», фильма, снятого менее чем за месяц, но ставшего одним из главных коммерческих хитов 70-х и вошедшего в сотню самых значительных американских кинофильмов... >>
  • //  01.08.2003
Президент РФ Владимир Путин подписал распоряжение о предоставлении Министерству культуры 56 млн 433 тыс. рублей из резервного фонда на реставрацию памятников истории и культуры... >>
  • //  01.08.2003
Не очень лестным титулом «разочарование года» я награждаю Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева. Увы, весь сезон мы наблюдали скорбные метаморфозы. «Затянулась бурой тиной гладь старинного пруда». Свежий ветер перемен стих, и дышим мы тяжкими болотными испарениями. Застой, господа. Самый что ни на есть застойный... >>
  • //  01.08.2003
В российский прокат выходит «Божественное вмешательство»
У организаторов Московского кинофестиваля, в рамках которого «Божественное вмешательство» впервые было показано в России, с этим фильмом возникла серьезная проблема: какую страну указывать в каталоге? В Канне, где в прошлом году фильм удостоился приза жюри и награды ФИПРЕССИ, картина фигурировала как копродукция Франции и Палестины, да и сам режиссер -- палестинец. Но нет такого государства -- Палестина... Страна, впрочем, такая существует, и она была указана, но странное чувство фантомности происходящего осталось... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика