N°140 01 августа 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
С чего же начинается театр? Музей Бахрушина показывает множество афиш
«Театр начинается с афиши» по веской причине: афишный фонд театрального музея насчитывает шестьсот тысяч экземпляров -- от глубокой древности (Петровский театр, 1791) до наших дней (балет «Светлый ручей», 2003). Вот и пришла пора «проследить тенденции развития афиши в столь длинный исторический период».
Для осуществления задуманного стены двух небольших залов плотно завесили афишами: справа -- шрифтовые старенькие, слева -- с картинками новенькие, в глубине -- самые знаменитые, конструктивистские, и скромняги, созданные в темные послевоенные годы. По оригинальной идее устроителей залы представляются с помощью макета театрального здания и манекенов (которые, как в афишу коза, глазеют на одновременные их платью, а также изготовленные веком раньше и веком позже призывные плакаты). Перед нами как бы улица, на которой вроде бы вывешены афиши, с которых якобы начинается театр. Не какой-то конкретно, а вообще театр. Кураторы зрителя пожалели и только намекнули в пресс-релизе, что могли бы рассмотреть афишу в «аспектах театроведческом, искусствоведческом, историческом и социальном». Оставив в стороне сулящие столь много еще выставок возможности (особенно забавные, если принять во внимание, что на каталог денег нет, а без оного какие могут быть аспекты да тенденции), они решили «рассмотреть динамику развития афиши с изобразительно-полиграфической точки зрения» (тоже тема для докторской диссертации). Борьба внушительных желаний со скромными возможностями привела к тому, что эволюцию пришлось прослеживать бегло, буквально на ходу. Если в отборе и была логика, то уловить ее оказалось сложнее, чем принять залы музея за театральную улицу. В двух словах генеалогия русской афиши выглядит так: Петровский театр, что стоял на месте нынешнего Большого, родил первую русскую афишу, за ней последовали сначала просто скромные шрифтовые неизвестных авторов, затем скромные, но элегантные (иногда и в русском стиле) от художников круга «Мир искусства», которые родили шедевры, изготовленные для Дягилева, и конструктивистский расцвет (братья Стенберги). В последовавшие худшие годы стараниями Акимова афиша в Советском Союзе не умерла, а, наоборот, породила многие таланты, вроде Аникста и Добровинского. Недлинная история эта представлена афишами не лучшими (многие общеизвестные шедевры остались за кадром), не самыми характерными и не самыми важными для той эволюции, о которой твердит пресс-релиз. Оно и понятно. Перелопатить полмиллиона афиш нелегко, отобрать самое важное -- еще труднее. Обозначить пресс-релизом громадье планов -- гораздо легче. Вовремя проявленная скромность могла бы украсить выставку. Двух залов вполне хватило бы, чтобы показать лучшие афиши отдельных авторов или «за обозначенный период», -- увы, пространная эволюция в них просто не умещается. А стремление заменить ясные концепции невнятными эволюциями походят на безуспешную попытку быстренько провести прямую через множество расположенных как попало своевольных точек. Пространство сопротивляется.
Музей Бахрушина показывает множество афиш «Театр начинается с афиши» по веской причине: афишный фонд театрального музея насчитывает шестьсот тысяч экземпляров -- от глубокой древности (Петровский театр, 1791) до наших дней (балет «Светлый ручей», 2003). Вот и пришла пора «проследить тенденции развития афиши в столь длинный исторический период»... >>
30 лет назад на экраны вышли «Американские граффити» Как ни странно, Джордж Лукас вполне мог стать классиком, даже если бы и не снял «Звездные войны». Уже за четыре года до того, как он отправился «в далекую-предалекую галактику», Лукас снял фильм, закрепивший за ним место в голливудском зале славы на веки вечные. «Где вы были в 62-м?» -- вопрошает слоган с рекламного постера «Американских граффити», фильма, снятого менее чем за месяц, но ставшего одним из главных коммерческих хитов 70-х и вошедшего в сотню самых значительных американских кинофильмов... >>
Президент РФ Владимир Путин подписал распоряжение о предоставлении Министерству культуры 56 млн 433 тыс. рублей из резервного фонда на реставрацию памятников истории и культуры... >>
Не очень лестным титулом «разочарование года» я награждаю Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева. Увы, весь сезон мы наблюдали скорбные метаморфозы. «Затянулась бурой тиной гладь старинного пруда». Свежий ветер перемен стих, и дышим мы тяжкими болотными испарениями. Застой, господа. Самый что ни на есть застойный... >>
В российский прокат выходит «Божественное вмешательство» У организаторов Московского кинофестиваля, в рамках которого «Божественное вмешательство» впервые было показано в России, с этим фильмом возникла серьезная проблема: какую страну указывать в каталоге? В Канне, где в прошлом году фильм удостоился приза жюри и награды ФИПРЕССИ, картина фигурировала как копродукция Франции и Палестины, да и сам режиссер -- палестинец. Но нет такого государства -- Палестина... Страна, впрочем, такая существует, и она была указана, но странное чувство фантомности происходящего осталось... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|