N°234 20 декабря 2002 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Нефтегазовый комплекс -- новая модель
Многочисленные попытки угадать поведение нефтяных цен, масштабные проекты по транспортировке топлива, громкие приватизационные сделки -- все эти безусловно привлекательные темы заслонили собой такую стратегическую проблему, как эффективность российского нефтегазового комплекса. Причем речь идет об эффективности не только сегодняшней, но и будущей, что гораздо важнее.
Отойти от текущих коммерческих оценок нелегко, как и абстрагироваться от конъюнктуры рынка. Однако в той отрасли, о которой идет речь, это бывает необходимо, учитывая особую роль, которую она играет для страны, и специфическую цену времени, которая здесь неизбежно платится за поиск, разведку, обустройство и освоение месторождений углеводородов. Больше того, даже и нынешнюю эффективность нашего нефтегазового комплекса оценить довольно сложно. Слишком многие показатели и характеристики функционирования отдельных звеньев «выпадают» из системы государственной статистики, а некоторые показатели просто непригодны для анализа (например, «стоимость» основных производственных активов нефтегазовых компаний, полученная в результате переоценки с использованием коэффициентов удорожания). Тем не менее есть ряд весьма важных «частных» показателей, которые позволяют достаточно обоснованно судить о том, в каком направлении изменяется эффективность этого комплекса. К их числу, например, относятся показатели конечного извлечения нефти или природного газа, дебит эксплуатационных скважин, воспроизводственная стоимость новых скважин и т.д. К сожалению, практически все подобные показатели имеют отрицательную динамику -- добыча каждой дополнительной тонны нефти и кубометра природного газа обходится все дороже, и следовательно, эффективность всех этапов -- от поисков и разведки до переработки углеводородов --неуклонно снижается. Попробуем разобраться в том, что сегодня характерно для проводимой в этом комплексе политики государства, с одной стороны, и нефтегазовых компаний -- с другой? Для государства характерно стремление к максимальному получению налоговых платежей в бюджеты разных уровней, конкуренция и неясность распределения полномочий между различными ведомствами, причастными к регулированию этого комплекса, затянувшееся выяснение отношений между федеральным центром и регионами по поводу т.н. принципа «двух ключей» (проще говоря, паритетности или приоритетности их прав в сфере недропользования). В целом же доминирующим мотивом поведения и государства, и компаний является ориентация прежде всего на высокие текущие результаты нефтегазового комплекса. Со стороны государства это обусловлено значительными социально-политическими обязательствами, а также стремлением к стабильности в стране. Со стороны же нефтегазового бизнеса такое поведение объясняется частой сменяемостью «правил игры» (прежде всего в налоговой сфере), а также во многом даровым характером тех колоссальных активов, которые были получены фактически даром в период приватизации и аукционов и конкурсов на право пользования ресурсами недр (которые были обнаружены и разведаны за счет бюджетных средств). К чему же приводит такая ориентация? На государственном уровне -- к усилению сырьевой направленности экономики в самом ее примитивном виде. На уровне нефтегазового комплекса -- к резкому старению производственного аппарата и, как следствие, к потере конкурентоспособности в средне- и долгосрочной перспективе (при относительно неплохих показателях в течение краткосрочного промежутка времени). По большому счету противостоять этим негативным тенденциям может только одно -- опережающее применение передовых научно-технических достижений. Увы, о создании и применении научно-технических новшеств, как об устойчивом процессе в нефтегазовом комплексе России, пока говорить не приходится. Хотя некоторые положительные примеры, конечно, есть, о чем говорит опыт ЛУКОЙЛа, «Сургутнефтегаза», АО «РИТЭК» или динамичное развитие на базе новых технологий, которое в 2001--2002 гг. демонстрировали «Сибнефть» и ЮКОС. В целом же особенностями процесса создания и применения новых технологий в нашем нефтегазовом комплексе являются: отсутствие системы государственных приоритетов в этой области; практический разрыв цепочки «наука -- машиностроение -- нефтегазовый сектор»; примитивизация технического уровня отечественных машин и оборудования, поставляемых для нужд нефтегазового сектора; повышение роли поставок наукоемкого иностранного оборудования (даже по тем его видам, где ранее имелось конкурентоспособное отечественное оборудование); расширение сферы деятельности иностранных сервисных и инжиниринговых компаний; растущие проблемы с качеством образования и подготовки специалистов. В итоге мы наблюдаем стагнацию и технологическую деградацию нефтегазового сектора; усиление и закрепление зависимого положения на мировом рынке научно-технических продуктов и услуг; утрату высоких качественных характеристик рабочей силы, занятой в нефтегазовом секторе. Подобную модель можно охарактеризовать как «российские ресурсы и капитал + иностранные технологии, иностранное оборудование и специалисты». Сложившаяся ситуация, безусловно, стимулирует дискуссии о необходимости масштабного «макроэкономического маневра» по перераспределению средств из отечественного нефтегазового сектора. В частности, из-за его неспособности предъявить спрос на наукоемкие технологии и стать реальным фактором проведения структурных реформ в экономике страны. Могу, однако, утверждать, что современный нефтегазовый комплекс -- от поисков и разведки углеводородов до их добычи и первичной переработки, -- вопреки бытующему в СМИ мнению, является одной из наиболее современных и наукоемких сфер хозяйственной деятельности. Причем это тем более справедливо при освоении нефтегазовых месторождений на море и в высоких арктических широтах. Для России необходим переход к иной модели развития нефтегазового комплекса -- «российские ресурсы, технологии, оборудование, сервис и специалисты + иностранный капитал». При этом, однако, и у государства, и у компаний должны измениться и мотивы, и реализуемая политика. Государство должно исходить вовсе не из необходимости снижения влияния комплекса на развитие всей экономики, а, напротив, из усиления его влияния прежде всего с точки зрения научно-технического уровня развития ведущих отраслей; формировать адекватные принципы налогообложения; обеспечить ясное и непротиворечивое разделение функций и полномочий органов госуправления; выделить приоритеты промышленной и научно-технической политики. Мотивом для компаний должны стать ориентация на долгосрочные цели и приоритеты; рациональное использование недр, обеспечивающее наиболее полное извлечение углеводородов с учетом интересов не только нынешнего поколения; повышение научно-технического уровня производства как непременное условие достижения устойчивой прибыльности и будущей конкурентоспособности своего бизнеса. В этом случае станет возможным возникновение новой - инновационно ориентированной -- модели развития российского нефтегазового комплекса. При этом наша точка зрения заключается в том, что такому направлению развития реальной альтернативы просто нет. Рассуждения о перераспределении ресурсов в другие высокотехнологичные отрасли и в другие сферы экономики в целом лишены реальных оснований. Россия есть и будет страной с ресурсной ориентацией экономики, но на новой научно-технической основе. Сегодня мы наблюдаем весьма стремительное развитие инновационных процессов в нефтегазовом секторе во всех основных развитых странах мира. В числе основных причин этого -- стремление к стабильности поставок углеводородов на внутренние рынки и активная роль системы государственного регулирования в повышении научно-технического уровня нефтегазового сектора экономики (США, Канада, Соединенное Королевство, Норвегия). При этом задействованы самые разные механизмы государственного регулирования (лицензионная, налоговая, ценовая, инвестиционная, антимонопольная, научно-техническая политика), а соотношение тех или иных форм государственного вмешательства в развитие нефтегазового сектора в разных странах весьма «индивидуально». Например, в Норвегии до самого недавнего времени приоритетным считалось непосредственное государственное участие и регулирование. Прямо противоположный пример -- Великобритания. Степень прямого государственного участия в нефтегазовом секторе практически равна нулю, система государственного регулирования выполняет минимальный набор «технических» функций, а в достижении стратегических целей и решении наиболее сложных проблем (в частности, в разрешении кризисных ситуаций) приоритет принадлежит механизмам неформального влияния. Нет никаких иллюзий относительно того, что обсуждаемая модель -- некий легкий и непротиворечивый путь. Но прежде всего требуется консолидации усилий власти, бизнеса, науки. Причем инициатором должен выступить именно отечественный бизнес, и в первую очередь крупный российский бизнес, уже способный жить не только интересами сегодняшнего дня.
«Сибнефть» и ЮКОС могут освоиться в Восточной Сибири После покупки «Славнефти» глава «Сибнефти» Евгений Швидлер заговорил о перспективах... >>
«Газпром» планирует до 1 мая 2003 года завершить согласование с субъектами РФ актов оценки стоимости недвижимого имущества компании и учтенного при расчете уставного капитала РАО «Газпром» по состоянию на 1 июля 1992 года. Такое решение было принято вчера на заседании правления компании. Правление поручило соответствующим подразделениям «Газпрома» и его дочерним обществам заключить договоры подряда на выполнение комплекса землеустроительных работ по всем объектам недвижимого имущества, принадлежащим компании. В связи с введением в действие в октябре 2001 года Земельного кодекса на «Газпром» и его дочерние общества была возложена обязанность переоформить право постоянного пользования земельными участками на право их аренды или приобрести в собственность до 1 января 2004 года. При этом приоритетным для компании является переоформление прав на земельные участки, расположенные на территории ЯНАО. >>
Как сообщил газете «Время новостей» руководитель департамента внешних связей компании «Базовый элемент» Алексей Дробашенко, арбитражный суд Амурской области отменил собственное решение от 9 декабря о недопущении проведения общего собрания акционеров ОАО «Котласский ЦБК». В определении суда говорится, что «при рассмотрении дел об обжаловании решений органов управления акционерного общества судья или суд не вправе запрещать проведение общего собрания акционеров, поскольку это противоречит статье 31 Конституции Российской Федерации... а также нарушает права акционеров, не обжалующих решений органов управления акционерного общества на участие в общем собрании акционеров, предоставленное им федеральным законом «Об акционерных обществах» (ст. 31, 32)». Тем самым суд подтвердил законность состоявшегося 13 декабря внеочередного собрания акционеров предприятия и признал легитимными полномочия избранного на собрании совета директоров завода и генерального директора Семена Кравинского. >>
Совместное предприятие ЮКОСа и венгерской MOL по разработке Западно-Малобалыкского месторождения наконец создано. Вчера президент ЮКОС ЭП Юрий Белин и президент MOL Жолт Хернади подписали необходимые документы. Планы совместной разработки месторождения обсуждались еще с 1999 года, а в феврале этого года было заключено соответствующее соглашение и объявлено о скором создании совместного предприятия с равными долями участия, причем MOL должна выплатить ЮКОСу компенсацию в 100 млн долл. Западно-Малобалыкское месторождение расположено в Западной Сибири, на территории Ханты-Мансийского автономного округа. Доказанные извлекаемые запасы месторождения составляют около 20 млн т. Инвестиции в проект составят 300--350 млн долл. >>
Либерализация газового рынка по Грефу Герман Греф вчера заявил прессе, что реформы электроэнергетики и газового рынка необходимо синхронизировать. Для этого правительство, по словам министра, планирует в следующем году предпринять определенные шаги. Не вдаваясь в подробности, он обрисовал перспективы либерализации цены на газ. По словам г-на Грефа, концепция развития рынка газа, разработанная в Минэкономразвития, предусматривает либерализацию цены на газ в первую очередь для крупных потребителей в рамках долгосрочных контрактов (сроком более пяти лет) и сверхлимитных поставок в объеме 40--80 млрд кубометров газа. Для этой группы потребителей газа цены могут быть «отпущены» уже в 2003 году... >>
Как заявил глава российского представительства Volkswagen Торстен Брадлер, с 2003 года концерн планирует стать прямым поставщиком своих автомобилей в Россию. В настоящее время их ввозят дилеры компании. Изменение стратегии обусловлено ростом продаж автомобилей марок, входящих в германский концерн (Volkswagen, Skoda и Audi). Как отметил пресс-секретарь российского представительства Volkswagen Андрей Кортасевич, «при развитии рынка и увеличении объемов продаж на нем роль представительств меняется: отныне они должны контролировать сбыт автомобилей и жестко контролировать дилеров». В целом за 11 месяцев 2002 года на российском рынке Volkswagen продал 18 988 автомобилей, и это на 11,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Доля рынка концерна в общих продажах новых импортных легковых автомобилей в России составляет 25,4%, при этом собственно на марку Volkswagen приходится 9,0%. >>
Ведущие дистрибьюторские компании России -- «Россиб Фармация», «Фарм Тамда-77» и «Артромед» -- подписали соглашение об объединении. Новая компания, в которую участники объединения привнесут часть своего капитала, получила название Rosta. Ее президентом стал Олег Конев, экс-генеральный директор «Россиб Фармации». Компания будет претендовать на место третьего по величине российского фармацевтического дистрибьютора. В ее состав войдут 31 филиал и 20 представительств по всей стране. По словам Олега Конева, произошедшее объединение -- яркий пример здоровой консолидации дистрибуции на российском рынке лекарственных средств. Крупнейшим акционером новой компании стала международная группа Тамrо -- абсолютный лидер на фармацевтическом рынке Северной Европы и четвертый среди фармацевтических дистрибьюторов в Европе. Группа, по словам ее президента Джо Лонгмоэна, предоставит в распоряжение российских партнеров собственные ноу-хау в области логистики и управления бизнесом. По прогнозам специалистов ЦМИ «Фармэксперт», привлечение западных инвестиций выведет дистрибуцию лекарственных средств на качественно новый уровень развития. >>
Многочисленные попытки угадать поведение нефтяных цен, масштабные проекты по транспортировке топлива, громкие приватизационные сделки -- все эти безусловно привлекательные темы заслонили собой такую стратегическую проблему, как эффективность российского нефтегазового комплекса. Причем речь идет об эффективности не только сегодняшней, но и будущей, что гораздо важнее... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|