N°27
17 февраля 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  17.02.2010
Для вас, женщины
«Я боюсь любви» Елены Исаевой в Театре.doc

Одну из лучших отечественных документальных пьес -- «Доктор» -- написала Елена Исаева. Это был удивительный по остроте соединения драматизма и жизненной силы монолог российского провинциального врача. Пьеса эта была написана в технике вербатим, то есть выросла из записи разговора с реальным героем, чья речь потом была препарирована, перекомпонована, но не разрушена драматургом. Про новую пьесу Исаевой «Я боюсь любви», премьеру которой недавно сыграли в Театре.doc, тоже говорят, что она документальная, что написана на основе конкретных разговоров с подругами с использованием вербатима. Но тут все эти объяснения явно лишние: говорила Исаева с одной подругой или с другой, прислушивалась к девичьему щебету в кафе или дамской болтовне в редакции или парикмахерской, а может быть, и вовсе все сочинила сама -- несущественно. Этот текст в спектакле звучит как гул женских голосов, где на первый план выходит не индивидуальное, а общее. Диалогизированное коллективное бессознательное, где умозаключение, что «все мужики одинаковы», не последнее. Но и не единственное.

На крошечной и совершенно пустой сцене Театра.doc пьесой Елены Исаевой дебютировал кинорежиссер Григорий Катаев. В его спектакле есть героиня -- спокойная и милая Ольга Гулевич и есть герой (Сергей Шенталинский), с которым она на наших глазах проснулась в одной постели и решила, что желание увидеть утром возлюбленную неприбранной и даже выпить вместе кофе -- это переход к серьезным отношениям. Всех прочих многочисленных персонажей играют, ежеминутно сменяя роли, еще три женщины и два мужчины. Близкая подруга героини и дальние приятельницы, попутчицы, коллеги, начальница, чья-то сестра, чья-то любовница, соседка, актриса и прочие, и прочие -- все женщины говорят только об одном. О любви. Героиня -- журналистка, у нее есть маленькая дочь и есть разнообразный, не слишком обнадеживающий опыт взаимоотношений с мужчинами, поэтому теперь она говорит, что боится любви и не может решиться на новую серьезную, а не эпизодическую связь. О том же говорят многие другие женщины, но видно, что они не столько боятся любви, сколько мечтают о ней, хотя все то, что предлагает им жизнь, имеет какой-то проходной, необязательный и ненадежный вид.

В пьесе Исаевой рой мужчин, от которых так зависимы бедные женщины, выглядел почти не индивидуализированным, как неразличимый ряд сомнительных персонажей: все те же коллеги, попутчики, художники в галерее, прежние любовники, бывший муж, водитель и т.д. В спектакле -- частично по воле режиссера, а частично оттого, что здесь мы имеем шанс посмотреть в глаза мужчинам так же, как и женщинам, -- мы видим не туманный рой, а точно таких же людей. Мечтающих о любви и страшащихся ее, опасающихся зависимости и с трудом (видимо, тоже не от хорошей жизни) выбирающим между безлюбовным покоем и тряской, которую принесет новое чувство.

Обаяние этого короткого спектакля, а он очень живо и легко смотрится, не в остро поставленных проблемах, новых мыслях или поворотах, а именно в узнавании. В летучих остроумных диалогах, кое-что из которых хочется цитировать, и в славных актерах, чьи короткие зарисовки полны наблюдательности, а точно схваченные буквально в нескольких чертах -- в интонации, пластике -- характеры мгновенно узнаются. Особенно прелестна и забавна в ролях каких-то бесконечных дурочек-актрисок, секретарш, соседок и т.д. совсем юная выпускница Щепкинского училища Ирина Вилкова.

Конечно, этот спектакль куда более комплиментарен по отношению к женщинам (тем более что играют их четыре красавицы), чем к мужчинам. Но на большее постановка по диалогам Елены Исаевой и рассчитывать не могла. Сама атмосфера этой пьесы -- ощущение, что все вокруг говорят только о любви и у людей вообще нет других тем для разговоров, -- очень характерна именно для восприятия влюбленного, для которого весь мир сконцентрировался на одной теме, и для женщины на перепутье чувств.

Если помните, когда-то выпускали виниловые пластинки в серии «Для вас, женщины», где были песни только про любовь. Некоторым образом в том же жанре выступает и спектакль «Я боюсь любви», а поход на него -- лучший подарок прекрасным дамам на прошедший Валентинов день или грядущее Восьмое марта.
Дина ГОДЕР




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  17.02.2010
«Я боюсь любви» Елены Исаевой в Театре.doc
Одну из лучших отечественных документальных пьес -- «Доктор» -- написала Елена Исаева. Это был удивительный по остроте соединения драматизма и жизненной силы монолог российского провинциального врача... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  17.02.2010
А Дания и Румыния тем паче
Именно к этому выводу можно прийти, посмотрев новые работы датчанина Томаса Винтерберга и румынского дебютанта Флорина Сербана "Субмарино" и «Если я хочу свистеть, я свищу», показанные в конкурсе 60-го Берлинского кинофестиваля... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  17.02.2010
Livre d'Artiste в Московском музее современного искусства
В чем главный парадокс прекрасного изобретения под названием Livre d'Artiste, «Книга художника»? В том, конечно, что книгой в привычном понимании объекты, созданные в этом жанре, назвать нельзя... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  17.02.2010
Смотрите с 18 февраля на экранах Москвы
«Остров проклятых» (США, 2010, Мартин Скорсезе). Экранизация романа великолепного писателя Денниса Лихейна («Таинственная река», «Прощай, детка, прощай»)... >>
//  читайте тему:  Кино
Реклама
Яндекс.Метрика