N°222
03 декабря 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  03.12.2010
Ущемленное меньшинство
Правозащитников подозревают в дискриминации чиновников и правоохранителей

На днях стало известно, что управление ФСБ по Краснодарскому краю проводит проверку деятельности правозащитного центра «Мемориал» и местной молодежной группы за толерантность «ЭТнИКА». Под подозрение ведомства попала выпущенная в прошлом году этими организациями брошюра под названием «Положение граждан бывшего СССР на территории Краснодарского края». Силовики углядели в ней высказывания, «направленные на возбуждение ненависти или вражды по признаку социальной группы». Самое любопытное, что социальную группу, которую, по мнению УФСБ, обидели правозащитники, составляют чиновники, а также сотрудники прокуратуры, милиции и судов.

Несмотря на то что брошюрой местные силовики заинтересовались еще в ноябре 2009 года, известно об этом стало только сейчас. О том, что книгу проверяют на содержание экстремистских высказываний, одна из ее составителей Анастасия Денисова, возглавляющая базирующуюся в Краснодаре группу «ЭТнИКА», узнала в минувшую среду в городском отделе краевого управления СКП, куда ее вызвали на допрос. Впрочем, по словам адвоката г-жи Денисовой Рамиля Ахметгалиева, официальным допросом это назвать никак нельзя -- никакого уголовного дела ни в отношении его подзащитной, ни по факту распространения экстремизма еще не возбуждено.

«В понедельник мне позвонила Анастасия и сказала, что ее вызывают в милицию за какой-то повесткой. Что это за повестка, по какому делу, было непонятно, -- рассказал адвокат. -- Оказалось, что ее вызывают в краснодарский отдел краевого управления СКП в качестве свидетеля по некоему делу. Но, как выяснилось, никакого дела в принципе нет».

На допросе, на который г-жа Денисова пришла вместе с адвокатом, присутствовали следователь Андрей Можейко и еще два правоохранителя -- узнать их имена и звания не удалось. «Один представился сотрудником краевого ГУВД, а другой сказал, что вообще здесь просто так сидит и пишет книгу о трудовых буднях СКП», -- рассказал адвокат. А следователя Можейко интересовала небольшая книжица, которую в прошлом году совместно с «ЭТнИКой» выпустил правозащитный центр «Мемориал». Ее составителем вместе с Анастасией Денисовой значится сотрудник центра Александр Осипов.

Брошюра «Положение граждан бывшего СССР в Краснодарском крае» была издана в рамках проекта «Региональная сеть по защите меньшинств и противодействию этнической дискриминации». Как только труд был опубликован, правозащитники направили его сотрудникам ФМС, чиновникам профильных структур, общественным наблюдателям, гражданским активистам, а также всем, кто, по их мнению, интересуется национальными проблемами. Как говорится в введении к основному тексту, брошюра посвящена положению «одной из самых бесправных категорий жителей России -- граждан бывшего СССР, не признанных гражданами РФ и не получивших иного легального статуса». «Проблемы бывших советских граждан показаны на примере Краснодарского края -- территории, где почти 20 лет проводилась жесткая политика ограничения миграции и вытеснения из региона групп, не угодных властям, -- пишет в введении Александр Осипов. -- Своеобразие края в том, что почти 18 лет краевые власти при поддержке федеральных властей открыто проводили политику дискриминации определенной этнической группы -- месхетинских турок. Эту политику не скрывали, она... оправдывалась множеством официальных заявлений. В тени проблем турок оказались меньшие по численности группы -- хемшилы, езиды и курды, с которыми чиновники и сотрудники милиции на местах обращались почти так же». Дальше в книге рассказывается, каким образом местные власти притесняли «мигрантов».

От дачи каких-либо объяснений по поводу написанного в брошюре г-жа Денисова отказалась, воспользовавшись 51-й статьей Конституции России (т.е. правом не свидетельствовать против себя). По словам адвоката, она вообще плохо понимала, что от нее хотят. Следователь Можейко зафиксировал отказ в протоколе, после чего позволил правозащитнице ознакомиться с несколькими листами из объемного тома материалов проверки. Как стало ясно из документов, еще в ноябре 2009 года в одну из краснодарских типографий пришел сотрудник краевого УФСБ и изъял экземпляр только что отпечатанной брошюры. Спустя два месяца она была направлена в экспертно-криминалистический центр при ГУВД Краснодарского края. Там провели лингвистическое исследование, по результатам которого сделали вывод, что в книге «имеются высказывания, которые направлены на возбуждение ненависти либо вражды по признакам принадлежности к определенной социальной группе».

Что именно за социальная группа имелась в виду, разъяснили уже в Минюсте, где в марте этого года провели свою экспертизу. Эксперт Альбина Рогоза посчитала, что в статьях «дана негативная оценка, и брошюра направлена на формирование негативного образа сотрудников администрации Краснодарского края, прокуратуры, милиции, работников ЗАГСа, судов и казаков».

В материалах проверки также отмечалось, что 26 октября этого года было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Анастасии Денисовой и директора типографии по факту признаков распространения экстремистских материалов. Однако месяц спустя это постановление было отменено, и материалы были направлены на дополнительную проверку.

То, что чиновников и милиционеров отнесли к отдельной социальной группе, несколько удивило адвоката г-жи Денисовой. «Исходя из общепринятых норм европейского права, к социальным группам относятся слабозащищенные и уязвимые группы людей, которые нуждаются в защите. К ним, например, можно отнести инвалидов, геев и т.п., -- рассуждает Рамиль Ахметгалиев. -- То, что к отдельной социальной группе отнесли чиновников, мне кажется довольно странным. Если мыслить таким образом, то абсолютно любую обособленную группу людей можно назвать социальной группой. В том числе и членов организованных преступных группировок». «Если я буду говорить, что участников ОПГ нужно ловить и сажать в тюрьмы, я что, тоже буду экстремистом?» -- вопрошает адвокат.
Сергей МИНЕНКО




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  03.12.2010
Правозащитников подозревают в дискриминации чиновников и правоохранителей
На днях стало известно, что управление ФСБ по Краснодарскому краю проводит проверку деятельности правозащитного центра «Мемориал» и местной молодежной группы за толерантность «ЭТнИКА»... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика