N°198
27 октября 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  27.10.2009
Конкурс доброй надежды
В Михайловском театре вручили Гран-при

Новенький балетный конкурс, только что закончившийся в Петербурге, затея непростая и хитроумная. Гран-при Михайловского -- конкурс ученический, то есть соревнуются в нем грядущие выпускники балетных школ. Награждаются при этом не только тинейджеры, но и их учителя: чрезвычайно солидные гранты получают школы, отправившие студентов состязаться, школа же, воспитавшая победителя, получает втрое больше коллег-конкурентов. Таким образом, Михайловский театр привлекает перспективных дебютантов, широким жестом демонстрируя им, что сделать отличную карьеру можно не только в Большом или Мариинском театрах, -- и убеждает их учителей не отговаривать подопечных от возможного выбора. В этом году в конкурсе участвовали только старшеклассники из Москвы, Петербурга и Новосибирска; в будущем список школ будет расширяться, поскольку таланты в стране периодически появляются и в самых неожиданных местах.

Финальный вечер состоял из трех частей: речи, детские танцы и танцы мировых звезд. Последние (богатейший набор -- Парижская опера, Королевский балет Великобритании, Английский национальный, Мариинка, Большой и лидеры Михайловского) демонстрировали младшеньким перспективу: репертуар, подход, статус. Впрочем, статус был явлен много ранее: когда на сцену вышел представитель президента РФ в Северо-Западном округе Илья Клебанов и прочел приветствие Дмитрия Медведева. В послании президент пожелал «заслуженных побед участникам» и «приятных впечатлений зрителям»; пожелания сбылись, дальнейший вечер обеспечил и то и другое.

Представители всех трех школ, участвовавших в конкурсе, не остались без наград -- и при этом распределение призов продемонстрировало реальную картину в российском балетном образовании. Гран-при получила петербурженка Ольга Смирнова -- в церемонном «Щелкунчике» были явлены отличная выучка, тонкая работа и чуть-чуть фирменной северной величавости, что морозит любые проявления темперамента. Первая премия была отдана москвичке Анастасии Соболевой -- и то было торжество московской школы в нынешнем ее варианте, где идеалом видится Анастасия Волочкова (впрочем, учившаяся в свое время в Петербурге и на выпуске выглядевшая пристойно). Девушка в номере «Прелюд» в хореографии Марины Никитиной ползала по полу, хваталась за живот и швыряла ногу к потолку, демонстрируя недюжинные страдания. (Кстати, авторство номера указано не было, как и авторство сочинителей всех номеров лауреатов, будь то даже классики; странно как-то для профессионального соревнования.)

Серебряные медали поделили между двумя городами и тремя участниками: закономерно единственным танцовщиком-лауреатом стал столичный житель Клим Ефимов (он и его также получившая «серебро» партнерша Дарья Бочкова бойко и аккуратно станцевали «Тщетную предосторожность», что числится московским достоянием), а петербурженка Кристина Шапран воспроизвела достояние питерское -- подаренный когда-то Джоном Ноймайером вагановскому училищу номер «Павлова и Чекетти» (партнером был Александр Белобородов). И наконец, бронзовой лауреаткой стала юная танцовщица из Новосибирска Анна Пигалкина -- ее выбором стала старательная вариация из «Корсара».

Звездная часть вечера была пышнее и дольше: театр не поскупился, и зал два часа млел, глядя на выточенные, нежные и решительные стопы Изабель Сьяравола, на тихие и трогательные ее дуэты со Стефаном Буйоном (гости из Парижской оперы выходили на сцену дважды -- и оба раза в предсмертно-загробных дуэтах: «Дама с камелиями» и «Жизель»). Еще одних несчастливых любовников сыграли Бегония Као (Английский национальный балет) и Давид Махатели (Королевский балет Великобритании): то была «сцена на болотах», когда Манон умирала в руках де Грие. В обстановке парадного концерта, когда до тебя вбивают в пол пуанты в па-де-де Обера, а после лихачат в фуэте «Дон Кихота», трудно сыграть надрывную сцену страдания и смерти, так чтобы проняло зал; англичане же сыграли, народ хлюпал носами. Затем в па-де-де из «Талисмана» звезда Большого театра Мария Александрова, славная своим атакующим бескомпромиссным стилем, вдруг умерила напор и сплела лукавые кружева; а ее партнер Михаил Сиваков, взвиваясь в воинственных прыжках, доказал, что и в самом Михайловском есть танцовщики высшего класса.

Но самый любопытный дуэт показали как бы мимоходом, в самом начале программы -- то был фрагмент из балета «Сенсориум» в хореографии Алистера Марриотта. Танцевали его Ирина Перрен и Марат Шемиунов: ведущая пара Михайловского говорила о ближайшем будущем театра.

Потому что школьники -- это будущее несколько отдаленное и все же неопределенное (кто их знает, будущих звезд, какая компания чем к себе заманит). Мировые звезды, их готовность приезжать в театр, главного балетмейстера которого Михаила Мессерера они хорошо знают и которому доверяют, -- это прекрасное, но уже быстро ставшее обычным обстоятельство. (Люди к хорошему мгновенно привыкают.) А вот «Сенсориум» -- следующая премьера театра, прокладка курса, контуры которого едва светятся в темноте.

Классическая чистота движений, ни сломов, ни вывертов. Глобальное почтение к изящной лексике -- и все же разговор стопроцентно сегодняшний. Изумительные поддержки -- когда балерина вдруг обвивается вокруг тела партнера, но на некотором расстоянии от него; этакий замерший след метеорита. Или, поджав ноги, облетает его, как на детской карусели, но медленно, поразительно медленно, будто законы земного тяготения над ними не властны. Под капающую фортепианную музыку зал входит в состояние почти медитативное -- и только потом, когда номер заканчивается, понимает, каким фантастическим классом работы надо обладать, чтобы все это продемонстрировать без малейшего намека на физические усилия.

Целиком «Сенсориум» театр планирует показать в мае, но путь Михаила Мессерера уже обозначен: в коллекцию Михайловского будут собираться не только уникальные русские спектакли (как случившееся в сентябре «Лебединое озеро» Александра Горского -- Асафа Мессерера), но и самые любопытные творения современных хореографов. Какое славное обещание, какая добрая надежда для Петербурга.
Анна ГОРДЕЕВА




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  27.10.2009
«500 дней лета» на московских экранах
Том (Джозеф Гордон-Левитт) собирался стать архитектором, но в конце концов обнаружил себя служащим лос-анджелесской конторы, сочиняющим тексты для поздравительных открыток (специфический жанр, подаривший городу и миру перлы вроде «Попасть на свадьбу мы не сможем, но поздравленьем потревожим... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  27.10.2009
На открытии международного кинофестиваля «Молодость»
Премьерным показом фильма Яна Коунена «Коко Шанель и Игорь Стравинский» открылся 39-й киевский международный кинофестиваль «Молодость»... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  27.10.2009
В Михайловском театре вручили Гран-при
Новенький балетный конкурс, только что закончившийся в Петербурге, затея непростая и хитроумная. Гран-при Михайловского -- конкурс ученический, то есть соревнуются в нем грядущие выпускники балетных школ... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  27.10.2009
Умер Александр Пятигорский
Биографические справки о Пятигорском, повторяющие друг друга почти дословно, как правило, начинаются словами: «всемирно известный русский философ, лингвист, культуролог, буддолог, один из основателей тартуско-московской семиотической школы, соавтор Ю.М. Лотмана и М.К. Мамардашвили»... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика