N°48 24 марта 2008 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Россия слишком быстро стала обществом потребления
Сергей Сельянов -- по прежнему один из самых успешных российских продюсеров, поставляющий на наш кинорынок не только рыночный, но и художественный продукт. На «Нике» именно он, как сопродюсер, вышел получать главный приз -- за «Монгола» Сергея Бодрова.. Но вот другой его проект, причем куда более личный, «Груз 200» Алексея Балабанова, попав в число номинантов премии «Ника», в том числе в категории «Самый лучший фильм» и «Лучший режиссер», так и не получил ни одной награды. Тем не менее это самый вызывающий, спорный, и раздражающий проект года. Он оброс слухами и домыслами еще до начала съемок: прочтя сценарий, многие известные актеры наотрез отказались участвовать в этом «скандальном» проекте. После премьеры общество раскололось на противников и сторонников. Критики в конце концов большинством голосов свою премию -- «Белого слона» -- отдали именно ему. В номинации «Орла» «Груз» не попал. О том, почему сообщество профессиональных кинематографистов столь неровно отнеслось к «Грузу 200», с Сергеем СЕЛЬЯНОВЫМ побеседовала Диляра ТАСБУЛАТОВА.
-- Сергей, как вы думаете, почему многие с отвращением отворачиваются от этого фильма? -- Потому, думаю, что любое толкование того или иного произведения искусства всегда субъективно. Даже физиологично, я бы так выразился. Ну не может кто-то видеть на экране, например, операцию на сердце. Обычную благородную операцию на сердце... -- «Груз 200», по-твоему, в своем роде и есть такая «операция на сердце»? -- Ну да, «Груз 200» -- столь же некомфортное зрелище... -- «120 дней Содома» Пазолини, «Ночной портье» Кавани или «Забавные игры» Ханеке -- тоже, я тебе доложу, зрелище не из самых приятных. -- Вот о том и речь, собственно. Самый употребляемый пример в этом смысле -- Достоевский, дискомфортный, неудобный и «неприятный» писатель. Или, скажем, Кафка... Нет, Достоевский все-таки нам более понятен. Ну, неприятно людям, когда исследуются такие малосимпатичные стороны коллективного подсознательного, такие залежи кошмарного, непознанного, неудобоваримого, как у него. Кому же это понравится? Однако без таких художников, как Достоевский, или там Кафка, или Ханеке с Пазолини и Кавани с Балабановым, народ, как говорил Андрей Платонов, неполон. Тот же Фрейд, который сейчас, извини, кажется слегка даже комической фигурой, оказал таки огромное влияние на развитие искусства -- в той его части, где речь идет о пограничных состояниях человеческой психики. Да и общественной «психики» в том числе...Но обычному человеку, который живет какой-то своей жизнью, это не слишком нужно. Потому что и обыватель, и даже порой интеллигент, интеллектуал ставит знак равенства между искусством и развлечением, хочет получить удовольствие от искусства... -- Но я знаю людей, получивших от просмотра «Груза 200» огромное удовольствие. -- Ну, для этого нужно развивать какой-то отдельный аппарат, даже не умственный, а скорее, чувственный. Как слух развивают, как вкус даже, чтобы получать удовольствие от пищи, а не просто ее заглатывать. -- Нарабатывать некие душевные «мускулы»? -- По крайней мере я бы очень рекомендовал такого рода гимнастику. Делает жизнь богаче и интересней, повышает ее качество. Ибо произведение искусства (а что «Груз 200» таковым является, я нисколько не сомневаюсь) всегда содержит настоящую тайну. Как все сущностное -- есть же мистика земли, денег, любви. Даже мистика нефти, вернее, даже не мистика, а метафизика, что-то над явлением, что еще предстоит понять и познать. Или, скажем так, такое понятие, как родина. Что это такое? Ну не березки же в самом деле... Можно это пощупать, понять, осмыслить? -- Интересно, почему именно «Груз 200» так шокировал? -- Я ожидал такой реакции, она совершенно для меня естественна. Я знаю, что большинство вообще не пойдет смотреть этот фильм, и этому большинству вполне можно простить их равнодушие. -- Реакция Запада тоже, говорят, была довольно кислой? От России там ждут чего-то более «духовного», очищающего, «светлого»? Так? -- Я понятия не имею, что у западного человека в голове. Могу, конечно, на эту тему пораспространяться, но это будет просто болтовня. Мне-то как раз кажется, что, наоборот, для Запада более привычный образ России -- мрачный, депрессивный. Это вызывает у них... -- Злорадство? -- Да нет, просто больше совпадает с ожидаемым. Как раз образ одухотворенной России -- гораздо более сложная материя. У культурных западных людей есть свой бэкграунд, культурный фон, связанный с именами Чехова, Толстого и Достоевского. Но ведь это все-таки, заметь, далекое прошлое. Что же касается настоящего: я, например, не знаю, с чем связан триумф Звягинцева. Возможно, с тем, что у него в «Возвращении» речь все-таки идет о семейных ценностях, и это протягивает мостик между Россией прошлой, «которую мы потеряли», и нынешней. Но не знаю, не могу сказать за них. -- Как ты думаешь, «Груз 200» закрывает тему «империи зла»? -- Если завтра кто-то другой появится, кто расскажет об этой эпохе по-своему, что-то добавит, а что-то переакцентирует, то и слава богу. То есть чисто формально тема пока не закрыта. Но по существу все-таки закрыта. В ближайшем обозримом будущем мало шансов, что у нас появится нечто подобное, нечто такое, что обозначило бы, как это сделал «Груз 200», наше прошлое, будущее и настоящее. -- Мне кажется, в ХХ столетии кино даже больше, нежели литература, сконцентрировало эпоху со всеми ее катастрофами, ужасами и безумием... -- Я не культуролог, и вдаваться в какие-то тонкости о наступлении визуальной культуры не стану. Но получается так, что через кино проще и сильнее можно высказаться. Другое дело, что в России это особенно никому не нужно. Как в 2000 году было 50 тыс. потребителей арткино, так и осталось. Я-то надеялся, что со временем глаз разовьется, и количество зрителей, способных получать удовольствие от высокохудожественных произведений, увеличится. Не вышло, ошибся... Притом что я многое предвидел и предсказал в развитии российского кино. Ибо Россия слишком быстро стала обществом потребления -- безо всякой подготовки. Как девушка, которая от недостатка воспитания и нормальных представлений о любви, полагает, что отдаться сразу двадцати солдатам -- это и есть любовь. Такой вот образ у меня -- может, от недостатка остроумия -- возник в связи с нашим безумием при виде «буржуазных» ценностей -- денег там, развлечений и всего прочего. Когда нет нормальных представлений о том, как надо обходиться и с деньгами, и со всем прочим, и так называемым «культурным досугом», получается вот такое «снесение крыши». -- Да так всегда было, вспомните, даже у Пушкина тиражи начали падать. -- А у Тарковского было три миллиона зрителей. Представляете, если бы сейчас «Зеркало» собрало 18 млн долл.? Но это невозможно! Потому что раньше искусство было чем-то большим, чем искусство. Оно было лакуной свободы, при полном отсутствии воздуха вокруг. -- Забавно, что мрачный «Груз 200» повествует как раз о том времени, когда «Зеркало» собирало полные залы. -- Да уж. |
Лучшим фильмом по версии старейшей российской кинопремии признан «Монгол» Церемония вручения премии «Ника» прошла, как сказал ее главный лауреат, Сергей Бодров, «очень по-человечески». Как всегда, все длилось невероятно долго, вручанты и получанты порой слишком задерживались на сцене, далеко не все говорили красно, много было и лишнего, и не отрепетированного, но все главное было как всегда... >>
Фестиваль «Мариинский» предпринял ревизию главного балета Понятное дело, что «Лебединое озеро», ЛО, Swan Lake, -- давно никакой не балет. Это произведение Чайковского -- Петипа -- Иванова за 113 лет своего существования сначала поднялось до культового статуса, а потом, как любой предмет (масс) культа, превратилось в самопародию, разошлось на поговорки, на анекдоты, на шоколад «Вдохновение»... >>
Роман Виктюк поставил на сцене «Восемь женщин» почти по Франсуа Озону На программке «Восьми любящих женщин» -- новой премьеры Театра Романа Виктюка -- кроме имени Робера Тома, автора известной пьесы-детектива, есть и имя Франсуа Озона. А под заголовком написано, чтобы уж совсем никто не сомневался: Huit Femmes... >>
Сергей Сельянов -- по прежнему один из самых успешных российских продюсеров, поставляющий на наш кинорынок не только рыночный, но и художественный продукт. На «Нике» именно он, как сопродюсер, вышел получать главный приз -- за «Монгола» Сергея Бодрова... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|