N°222 01 декабря 2008 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Такие лодки -- и без охраны? Успешные испытания ракеты "Булава" не приблизили Россию к паритету с военным флотом США
В начале апреля главком Военно-морского флота РФ адмирал Владимир Высоцкий заявил, что ракета «Булава» полетит, а атомоход нового 955-го проекта «Борей», для которого предназначена «Булава», впервые выйдет в море в этом году. И вот 21 ноября экипаж стратегической атомной подводной лодки "Юрий Долгорукий" осуществил успешный пуск ядерной энергетической установки, а в минувшую пятницу, 28 ноября, «Булава» была испытана в девятый раз и пятый раз -- удачно.
Радостные известия. Но что стоит за формулировками «полетит» и «выйдет в море»? Значит ли это, что уже в следующем году первый стратегический ракетоносец проекта «Борей», который, кстати, строился 17 лет, выйдет на боевое дежурство? Конечно, нет. Первое испытание ракеты было проведено еще в декабре 2005-го, но после третьей подряд аварии в декабре 2006 года глава «Роскосмоса» Анатолий Перминов заявил, что для доводки комплекса потребуется 12--14 запусков. Значит, испытательные пуски будут продолжены и в 2009 году. По оценкам специалистов, неудачный старт в ноябре 2007 года твердотопливной «Булавы», разработанной в Московском институте теплотехники (МИТ), отодвинул срок ее приемки на 2010--2012 годы. Безопасность государства от задержки не пострадает. Ее пока будут обеспечивать жидкотопливные стратегические ракеты «Синева» на подводных ракетоносцах проекта «Дельфин», разработанные уральским Государственным ракетным центром (ГРЦ) «КБ им. Макеева». Кстати, в начале 90-х именно в ГРЦ была разработана стратегическая твердотопливная ракета «Барк» для новых подводных лодок. Ее готовность превышала 70%, но после трех неудачных пусков правительство неожиданно закрыло проект и передало его в МИТ. Неожиданно, так как на примере «Булавы» ясно, что неудачные пуски не являются главным основанием для закрытия проекта. Выход на боевое дежурство «Долгорукого» в 2009 году вызывает сомнения еще и потому, что Воткинский завод, где делают «Булаву», вряд ли сможет изготовить в такие сроки полный комплект ракет для ракетоносца. По количеству собираемых «Тополей-М» ясно, что больше семи-восьми изделий в год завод не осваивает. А здесь еще новые «Искандеры» надо производить. Говоря о строительстве новых кораблей, адмирал Высоцкий отмечал также, что одной из проблем является рост цен. Действительно, если в прошлом году постройку «Долгорукого» (несет 12 ракет «Булава») оценивали в 24 млрд руб., то в нынешнем уже в 46 млрд. Более компактная американская подлодка «Огайо» (проект начала 70-х годов, несет 24 ракеты «Трайдент») стоит в переводе на рубли около 37 миллиардов. В 2007 году было решено на строительство только трех упомянутых атомоходов проекта «Борей» (всего их запланировано шесть) выделить около 70% средств, предназначенных для всего военного кораблестроения. Кроме того, значительные средства выделяются на ремонты и модернизацию «Дельфинов». Это позволяет продлить срок их использования до 2020 года. Их перевооружают модернизированными ракетами «Синева» с десятью боеголовками. Модернизация этих лодок поглощает большую часть расходов ВМФ на судоремонт. Россия стремится содержать флот атомных ракетоносцев на уровне США, у которых 18 подводных лодок с баллистическими ракетами. При этом бюджет ВМФ РФ в 2007 году в долларовом исчислении был примерно в 50 раз меньше, чем бюджет ВМС США. Вряд ли удастся сохранить паритет и при стопроцентном осуществлении программы «Борей». Даже в лучшие времена ВМФ СССР оказывался способным обеспечить боевое патрулирование не более 10--15% имеющихся подводных лодок, в то время как ВМС США -- более 50%. Невозможно отрицать важность стратегических ядерных сил, которые являются скорее средством политического сдерживания, чем оружием поля боя. Тем более значимы стратегические силы морского базирования, которые обладают повышенной устойчивостью. Но тут-то и возникает вопрос -- так ли уж они устойчивы? Главное качество подводных лодок -- их скрытность. На глубине 200 метров для спутников становится невидимым даже стратегический ракетоносец высотой с десятиэтажный дом и длиной с футбольное поле. Поэтому за ним и охотятся обычные подводные лодки противника. Защитить от них дорогущие атомные ракетоносцы призваны морские силы общего назначения. Для их защиты нужны и авианосцы. А какова же ситуация с российскими морскими силами общего назначения? Из двух десятков имеющихся в составе флота многоцелевых атомных подводных лодок за последние десять лет удалось отремонтировать только шесть. В результате Северный флот позволяет обеспечивать боевое дежурство в море одного ракетного подводного крейсера стратегического назначения. Надводные силы Тихоокеанского флота на Камчатке практически полностью ликвидированы, что ставит под вопрос полноценное обеспечение боевого дежурства стратегических субмарин, хотя именно сюда предполагается направить два новых ракетоносца проекта «Борей». При общей недостаточности российских морских сил общего назначения, защищающих стратегические подводные ракетоносцы, невозможно говорить о высокой выживаемости морских стратегических ядерных сил (МСЯС). Не секрет, что флоты США и НАТО обладают преимуществом в силах общего назначения в 9--20 раз. В расчетах, обосновывающих преимущества российских МСЯС по сравнению со стратегическими ядерными силами сухопутного и воздушного базирования, у нас зачастую не принимают во внимание затраты на развертывание сил обеспечения и прикрытия. Но ведь в их число входят группировки надводных кораблей, противолодочная авиация, система стационарного гидроакустического освещения, противовоздушная оборона баз, береговая инфраструктура и многие другие важные элементы. А на это остается всего 30% средств, предназначенных для военного судостроения. Теоретически ВМФ России по программе вооружения на 2006--2015 годы должен получить десятки кораблей, в том числе 40 сторожевых корветов проекта 20380, которые будут основными боевыми единицами, прикрывающими районы выхода и развертывания отечественных российских подводных атомных лодок с баллистическими ракетами. Для операции на морских театрах военных действий и вблизи берегов флот получит дизельные ПЛ проекта «Лада». Без них «Бореи» станут ясно видимой мишенью и не смогут играть отведенную им роль политического сдерживания. Для сбалансированности флота необходимо создание не только стратегических ракетоносцев, но и сил флота общего назначения. По планам ВМФ с 2012 должно начаться строительство авианосцев, которые существуют в том числе и для прикрытия развертывания стратегических подводных ракетоносцев. Хватит ли на это средств в эпоху кризиса, покажет время. |
События в Мумбаи могут изменить мировую повестку дня Предстоящий на этой неделе визит президента Дмитрия Медведева в Индию неожиданно приобрел дополнительную актуальность. Фактически г-н Медведев становится первым из мировых лидеров, который посещает эту страну, только что пережившую грандиозную террористическую атаку... >>
«Новый облик» армии и флота России проступает пока весьма смутно. Много неясного. Министр обороны Анатолий Сердюков даже направил своих заместителей и членов коллегии военного ведомства в войска с разъяснениями. Лучше других знают положение дел в войсках главнокомандующие видами Вооруженных сил... >>
Успешные испытания ракеты "Булава" не приблизили Россию к паритету с военным флотом США В начале апреля главком Военно-морского флота РФ адмирал Владимир Высоцкий заявил, что ракета «Булава» полетит, а атомоход нового 955-го проекта «Борей», для которого предназначена «Булава», впервые выйдет в море в этом году... >>
У реформы армии появились противники Очередная фаза реформирования вооруженных сил России, названная «приданием нового облика» российской армии, похоже, начала вызывать протест... >>
Россия приступает к масштабной замене импортного продовольствия отечественным Правительственная комиссия по агропромышленному комплексу одобрила проект доктрины продовольственной безопасности. Конкретные показатели безопасности в проекте не уточняются... >>
КПРФ готова на тактические союзы с властью и непримиримой оппозицией Вчера закончил свою работу двухдневный 13-й съезд КПРФ. Коммунисты переизбрали руководящие органы и приняли новую редакцию партийной программы... >>
Олимпиада поможет Сочи достроить советские дороги 29 ноября в Сочи открыли очередной участок объездной дороги вокруг курорта протяженностью 4,27 км. В церемонии приняли участие министр транспорта РФ Игорь Левитин, президенты Оргкомитета «Сочи-2014» и госкорпорации «Олимпстрой» Дмитрий Чернышенко и Виктор Колодяжный, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев... >>
Дмитрий Медведев понравился Фиделю Кастро Посещением Кубы президент Дмитрий Медведев завершил свою недельную поездку по Латинской Америке -- самый долгий зарубежный визит, когда-либо совершенный президентом России... >>
Минфин обещает компенсировать финансовые потери регионов от кризиса топливом и алкоголем Компенсационный пакет, возмещающий регионам потери от стремительно принятого по инициативе премьера Владимира Путина пакета налоговых послаблений, в том числе снижения налога на прибыль, Министерство финансов готово представить в начале декабря... >>
28 октября -- 28 ноября 2008 года «Политики глазами СМИ», совместный проект «Времени новостей» и компании «Медиалогия», -- это рейтинги политических персон, наиболее активно обсуждаемых в федеральной прессе и эфире центральных ТВ-каналов... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|