N°211 14 ноября 2008 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Держим лучшее первых лиц Фотовыставка Сергея Берменьева «Цой и другие...» в Манеже
Маэстро бравурной и ошеломляющей романтической живописи Карл Брюллов был еще докой в способности формулировать точные и эффектные афоризмы. Ему, в частности, принадлежат бессмертные фразы о том, что настоящее дело портретиста -- «удержать лучшее лица» и о том, что искусство начинается там, где начинается чуть-чуть. Афоризмы гения русской романтической живописи живы. Это блестяще доказывает подготовленная Московским домом фотографии при содействии культурного фонда «Национальная портретная галерея», ОАО «Мобильные телесистемы», PROLAB Production выставка фотографа Сергея Берменьева «Цой и другие...».
Сильное впечатление: экспозиция сравнима разве что со знакомством с хорошей коллекцией портретов классической эпохи. В лучших портретах (а Берменьев запечатлевает самых-самых, от первых лиц мировой политики, иерархов церкви до звезд Голливуда и рок-н-ролла) модель увидена в момент доверительного общения с миром, в тот миг, когда замшелая метафора о глазах -- зеркале души -- вдруг сверкает во всей своей первозданной красоте. Берменьев, наверное, самый последовательный сегодня адепт романтических толкований портретного образа. Лучшие его работы (Иосиф Бродский, Елена Гоголева, Мирей Матье, Виктор Цой, Лучано Паваротти, Мэрил Стрип) -- это портреты-биографии. Они влюбляют в себя тем, что лицо портретируемого увидено во всей феноменальной сложности отраженных на нем душевных движений и эмоциональных состояний. Привычное (социальное, медийное) амплуа капитулирует перед явлением Личности. Будто наследуя большим портретистам романтизма, Берменьев насыщает образ светоносной силой. Он действует как художник-маэстро, кисть или карандаш которого даже в монохромной оркестровке (а на выставке все портреты черно-белые) способны донести тысячи оттенков тона, оживить его светом и воздухом. Сам художник в одном из интервью прокомментировал выбранный им метод, подразумеваемый апологию пленочной фотографии: «...Черно-белая фотография -- это классика, здесь только свет и эмульсия, больше ничего. При этом пленка различает шестьдесят миллионов оттенков, а самый выдающийся цифровой аппарат -- только двести пятьдесят тысяч. Цифровое изображение является синтетическим, сублимированным. И потом, отпечаток на бумаге человеку понятнее и доступнее -- его можно взять в руки и посмотреть без всякого компьютера». Любопытно, что в тех портретах, где гарантом шедевральности является Великая Личность, о нарочитой стилизации классического искусства все-таки не думаешь. Упоение уникальной энергией жизни отменяет все дополнительные, привнесенные смыслы. А в портретах VIP-персон, выбранных скорее по причине важности их социального статуса, непроизвольно выходит на первый план режиссерская работа фотографа, усилием собственной художнической воли и мастерства приглашающего первых лиц государств примерить романтическое амплуа, сыграть в какого-нибудь интересного человека с неординарным характером или судьбой. И в данном случае предполагающая внешнюю романтическую типизацию внутреннего состояния тема «театр одного актера» неизбежно заставляет вспомнить о стилизации «на манер». В частности, «на манер» упомянутого выдающегося портретиста России эпохи Николая I Карла Брюллова, всегда эффектно примирявшего ко всем без исключения моделям благородные каноны романтической «интересности» и снискавшего за это любовь следующих поколений художников, специализирующихся на портретировании первых лиц. |
Фестиваль NET начался с погони за белым китом Пятьдесят минут сочиненного Франсуа Верре спектакля «Без возврата» -- это пятьдесят минут остро отточенной картинки: спектакль запоминается как фотосерия, а не как кинопленка... >>
О новом романе Андрея Волоса Во второй половине семидесятых в большом ходу был короткий анекдот. Рассказчик имитировал либо раскаты официозных дикторов, либо незабвенное тяжелое бормотание «дорогого Леонида Ильича» (генсека Брежнева): В 1980-м (числительные проговариваются с особым тщанием) году вместо ранее объявленного коммунизма состоится Олимпиада... >>
Фотовыставка Сергея Берменьева «Цой и другие...» в Манеже Маэстро бравурной и ошеломляющей романтической живописи Карл Брюллов был еще докой в способности формулировать точные и эффектные афоризмы. Ему, в частности, принадлежат бессмертные фразы о том, что настоящее дело портретиста -- «удержать лучшее лица» и о том, что искусство начинается там, где начинается чуть-чуть... >>
«Враг общества №1» на московских экранах Трудный подросток, а потом ничуть не менее трудный парубок из Клиши Жан Месрен с грехом пополам отвоевал положенное в Алжире и в 1959 году возвратился домой, где его ждал слабохарактерный отец, во время войны замаравшийся сотрудничеством с немцами, клуша-мать и сомнительная перспектива работать в артели по плетению кружев... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|