N°201
29 октября 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 НОВОСТИ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  29.10.2008
Хотят ли русские e-government
Поторопятся ли власти избавить граждан от личного общения с бюрократами

версия для печати
На выставке «Инфоком-2008» при участии заместителя министра Минкомсвязи Алексея Солдатова прошел «круглый стол» «Информационные технологии в социальной сфере и актуальные задачи создания электронного правительства в России».

Термин «электронное правительство», или e-government, означает применение информационных технологий с целью избавить гражданина (а также общественные организации и бизнес) от личного общения с бюрократом. Государственные услуги вполне могут быть реализованы через онлайн-сервисы -- никаких принципиальных технических проблем, препятствующих этому, сегодня не существует. Во многих странах электронное правительство -- обыденное дело. В Сингапуре можно, например, зарегистрировать автомобиль, не выходя из дома. В Лондоне -- оплатить право на въезд в центр города и парковку, создать -- без участия нотариуса -- юридически полноправный электронный документ. В Австрии -- определить ребенка в школу. В Дании -- круглосуточно получать медицинскую консультацию на правительственном сайте. В Казахстане гражданин имеет возможность с помощью компьютера заказать и оплатить изготовление паспорта.

В России же IT на госслужбе -- в буквальном смысле «вещь в себе». Компьютеры и сети используются внутри бюрократического аппарата, но гражданин от этого мало что выгадывает, если выгадывает вообще. Мы по-прежнему, как это было и во времена Гоголя, стоим в очередях за государственными услугами. Точнее, за разнообразными бумажками, изобретать которые наши чиновники большие мастера.

Открывая обсуждение, Алексей Солдатов говорил о необходимости унифицировать IT-инфраструктуру государственных учреждений (в том числе региональных) и правила обмена информацией между органами государственной власти, а также регламентировать процесс предоставления государственных услуг и определить набор услуг, предоставляемых государством. По словам заместителя министра, к 2015 году будет «обеспечена возможность» предоставления 100% государственных услуг в электронном виде. «Очевидно, что 100-процентной реализации не бывает. Речь идет именно о возможности. Это разные категории», -- подчеркнул г-н Солдатов.

Заметим, что еще в бытность президентом Владимир Путин на посвященном IT заседании Госсовета в Нижнем Новгороде в феврале 2006 года говорил о необходимости создать электронное правительство в 2010 году. Но о 100% государственных услуг в электронном виде речь тогда не шла.

Россия находится в шестом десятке стран (59-е место) рейтинга «электронной готовности», сообщил Марат Гуриев из российского представительства IBM. А нам в соответствии с нашими же стратегическими планами предстоит пробиться в двадцатку, а по инфраструктуре -- даже в десятку ведущих стран. Эту задачу г-н Гуриев считает самой тяжелой. Он ссылается на то, что Канада -- страна, сопоставимая с Россией по географическим характеристикам -- также не входит в число лидеров. Размер и особенности территории, плотность населения прежде всего, имеют слишком большое значение. Вывод эксперта таков: «Мы пока идем на невыполнение». По мнению г-на Гуриева, развитие электронных услуг будет сдерживать наше несовершенное законодательство.

Основной ресурс России, как и всякой современной страны, претендующей на право называться развитой, -- люди. Забота о трудящихся людях, об их комфорте и экономии их времени -- это для государства один из основных мотивов создания e-government, полагает Марат Гуриев.

Ирина Шибаева из компании "Ресурсинвест", член экспертного совета Совета Федерации по жилищной политике и ЖКХ, озвучила удивительные цифры. Граждане России платят за жилищно-коммунальные услуги 2 млрд руб. ежедневно! 10% этих средств уходят на информационные услуги. Например, за перечисление платежей. Это колоссальный, не контролируемый никем, в том числе и государством, рынок. А возможности применения IT для учета фактически потребляемых гражданами ресурсов ЖКХ открывают и вовсе грандиозные возможности. Поставщики электроэнергии и предприятия водоснабжения смогут разработать разнообразные тарифы по образцу тех, что предлагают операторы связи.

Анатолий Гавердовский, старший вице-президент EPAM Systems, рассказал о создании e-government в Казахстане. «Создание электронного правительства не IT-проект», -- заявил он. Необходимо обеспечить легитимность электронных услуг, а это требует новых законов, создания реестров населения и юридических лиц, а также реестра недвижимости. Сейчас сопредельное государство предоставляет гражданам 50 из запланированных 192 электронных услуг, и к 2010 году реально ввести в промышленную эксплуатацию оставшиеся 142. Работы над проектом начаты в Казахстане три года назад. Два года назад там заработала единая система электронного документооборота в государственных органах. Все лицензии, которые нужно получать для осуществления той или иной деятельности, в 2009 году можно будет получать в электронном виде. Госорганы соревнуются друг с другом, чтобы отчитаться перед президентом о количестве запущенных ими электронных услуг.

Татьяна Скалдина, директор экспертизы решений для государственного сектора представительства SAP в России и СНГ (SAP не менее 15 лет участвует в европейских проектах создания e-government), рассказала, в частности, об электронном правительстве швейцарского города Билль, расположенного на границе двух кантонов -- франкоязычного и немецкоязычного. Городской портал работает на двух языках. Семь дней в неделю, 24 часа в сутки житель Билля может: оплатить стоянку, зарегистрировать собаку, зарегистрироваться самому (если он мигрант) etc. Тот факт, что в Билле городская власть переизбирается десять лет подряд, жители объясняют тем, что она, власть, предоставила им разнообразные электронные услуги.

То, что до создания электронного правительства в России еще довольно далеко, косвенно подтвердил Алексей Солдатов. «Лично я не хотел бы, чтобы мне по почте приносили паспорт. У нас ведь такие законы, что паспорт важнее меня самого! Лучше уж я схожу за ним ножками, чтобы лично убедиться в том, что он мне правильно выписан», -- сказал он.





Подготовлено совместно с iToday.ru
Андрей АННЕНКОВ, iToday.ru, -- специально для «Времени новостей»



реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  29.10.2008
Поторопятся ли власти избавить граждан от личного общения с бюрократами
На выставке «Инфоком-2008» при участии заместителя министра Минкомсвязи Алексея Солдатова прошел «круглый стол» «Информационные технологии в социальной сфере и актуальные задачи создания электронного правительства в России»... >>
  • //  29.10.2008
Кризис на российском рынке программного обеспечения вероятен, но не обязателен
IT-индустрия одной из первых почувствовала изменение конъюнктуры. Так как она является обслуживающей по отношению к другим отраслям промышленности, она более других зависима от общего состояния экономики... >>
  • //  29.10.2008
Российские IT-компании выступили против увеличения налоговой нагрузки
Большинству российских компаний -- разработчиков программного обеспечения выгодней развиваться за границей, а не на родине. Если налоговые начисления на заработную плату возрастут, компании будут вынуждены эмигрировать, развивая бизнес за рубежом... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика