N°178 26 сентября 2008 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Импровизация про объединение В Польше проходит 51-й международный фестиваль современной музыки «Варшавская осень»
Хотя середина 50-х годов ХХ века и в Польше считалась «оттепелью», а целью организаторов фестиваля «Варшавская осень» было всего лишь себя показать и на других посмотреть, с самого начала он был больше чем фестиваль: «ВО» во многом определял уровень взаимоотношений искусства (в данном случае -- музыкального) и власти в странах социалистического лагеря. В 1972 году, например, из СССР в последнюю минуту вместо экспериментатора Эдисона Денисова прислали Тихона Хренникова (хотя Денисов таки появился в программе -- под псевдонимом, как соавтор коллективного камерного сочинения «Энциклопедия»). А уже в ХХI веке был освистан и обозван «соцреалистическим» концерт не кого-нибудь, а живого классика польской музыки Кшиштофа Пендерецкого.
По политическим причинам ежегодный фестиваль отменяли даже дважды -- в 1957 и в 1982 годах. Поэтому и полувековой юбилей «Варшавская осень» отмечала два раза -- в 2006 и в 2007 годах. Вступившая в этом году во второе свое пятидесятилетие «ВО» продолжает искать свое место в музыкальном мире, по крайней мере с точки зрения этногеографии: например, 2005 год был «годом России», а заодно и всего, что восточнее. Фестиваль этого года можно было бы назвать испаноязычным -- кроме собственно испанских авторов и исполнителей на нем широко представлена вся Латинская Америка и примкнувшие к ним страны романских языков (румынский ансамбль «Профиль», итальянский «Темпо Реале»). Как всегда, фестиваль начался с обязательного симфонического концерта в зале Варшавской филармонии -- с участием Национального филармонического оркестра, хора и солистов -- органиста Аркадьюша Бялица, Томаса Блоха (на электроинструменте «Волны Мартено») и испанского певца Арканхеля. Не было никакого «свадебного генерала» еще и потому, что в Восточной Европе определенно происходит смена поколений: молодые композиторы годятся современникам первой «оттепели» 50-х годов во внуки, но явных лидеров среди них нет. По счастью, открывавшее «ВО-08» сочинение молодого поляка Войчеха Видлака оказалось более чем достойным: не впадая в крайности постмодернизма или новой простоты, автор инструментальной пьесы с солирующим органом (и непереводимой игрой слов в названии) достойно продолжил линию классика Витольда Лютославского, твердо державшегося «золотой середины» между мэйнстримом и экспериментаторством. Явно со значением была выбрана и оратория Uaxuctum Джачинто Шелси, итальянского отшельника, с никому до него неизвестной стороны подошедшего к музыке Востока. Увы, молодой дирижер Кшиштоф Урбансьски с хором не справился, и оратория о мифическом городе майя, который был разрушен до основания самими строителями, прозвучала не так эффектно и многозначительно, как на то рассчитывали организаторы. Зато с блеском прошли кантата «А что после смерти...» испанца Маруисио Сотело для певца-фламенко(!) и оркестра. Любопытная уже на уровне концепции кантата в исполнении цыганского фламенкиста Арканхеля и в самом деле произвела впечатление сочетанием нововенского письма (в духе Альбана Берга) с андалузскими фиоритурами. Из первых ночных концертов запомнилась классика ХХ века -- редко исполняемые (потому что трудные) органные «Медитации на тайну Святой Троицы» Оливье Мессиана в безупречной интерпретации шведа Ханса-Олы Эрикссона, а из утренников -- выступление вроцлавского камерного оркестра Leopoldinum (Вроцлав как культурный центр начинает конкурировать с самим Краковом). Leopoldinum с фортепьянным дуэтом им. Лютославского осмелились исполнить компьютерную партитуру Цезары Духновского «Действительность в оконной раме», в которой генеральные паузы звучали чуть ли не дольше самих электроакустических звуков. Второй раз приезжал в Варшаву ансамбль, имеющий прямое отношение к России, Seattle Chamber Players. Его программный директор -- москвичка Елена Дубинец, музыковед, и скрипач Михаил Шмидт тоже из Москвы). В первый раз в Варшаве сиэтлцы появились в «год России» именно с русской программой. На этот раз в соответствии с направленностью фестиваля показали сочинение «Бора-Бора» выпускника Московской консерватории эквадорца Хорхе Кампоса, впервые прозвучавшее на московской «Альтернативе». А Польшу в программе представляло Cascando для голоса и ансамбля на лирические (!) стихи Сэмюэла Беккета в авторском исполнении вокалистки Агаты Зубель, одну из первых своих премий получившей в Москве на конкурсе молодых композиторов им. Юргенсона. Финал фестиваля будет особо эффектным. На «ВО» нет недостатках в грандиозных идеях: один раз, например, ее заканчивали четырьмя симфониями Втольда Лютославского, оркестром управляли два дирижера по очереди. В 2006 году, на 49-й «ВО», 19 струнных квартетов играли избранные премьеры из 48 предыдущих фестивалей с 11 утра до 11 вечера. Прошлогодний, пятидесятый, фестиваль, закончился еще более грандиозно: к уже однажды завершавшим его «Страстям по Иоанну» Софии Губайдуллиной прибавили еще и польскую классику -- известную «Заутреню» на православный канонический текст Кшиштофа Пендерецкого. В этом году ожидается нечто совсем труднопредставимое: еще в контркультурные 60-е годы возмутитель спокойствия Карлхайнц Штокхаузен составил из радиозаписей и своей электронной музыки двухчасовой коллаж «Гимны» с надеждой на то, что рано или поздно «народы, распри позабыв, в единую семью объединятся». На этот раз довольно известный польско-немецкий молодежный оркестр (дополненный оркестрантами из других стран) в развитие штокхаузеновской утопии будет импровизировать под его звуки, доносящиеся из многоканальных громкоговорителей. Блажен, кто верует... |
Андрий Жолдак освоил еще одну московскую сцену Еcли кто еще не знает, кто такой Андрий Жолдак, пусть посетит театр «Школа современной пьесы», где теперь идет новый спектакль этого режиссера «Москва. Психо»... >>
30 сентября начинается 3-й международный фестиваль-школа «Территория», задуманный его организаторами ради воспитания молодого поколения театральной России «путем знакомства с яркими явлениями и знаковыми тенденциями мировой актуальной культуры». В течение десяти дней в Москве можно будет увидеть очень необычные вещи... >>
Российский национальный оркестр открыл сезон Римским-Корсаковым и Шубертом Уже не первый год Российский национальный оркестр открывает сезон монографическими программами: в решении Михаила Плетнева каждый вечер посвящать одному герою видится определенная цель - как будто он призывает публику остановиться, сосредоточиться и внимательно рассмотреть того автора, имя которого всем знакомо... >>
В Польше проходит 51-й международный фестиваль современной музыки «Варшавская осень» Хотя середина 50-х годов ХХ века и в Польше считалась «оттепелью», а целью организаторов фестиваля «Варшавская осень» было всего лишь себя показать и на других посмотреть, с самого начала он был больше чем фестиваль: «ВО» во многом определял уровень взаимоотношений искусства и власти в странах социалистического лагеря... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|