N°169 15 сентября 2008 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Ирина Нахова: Илья всегда понимал свое предназначение
Перед открытием ретроспективы Ильи Кабакова Валерий ДЬЯКОНОВ побеседовал с художницей Ириной НАХОВОЙ. Именно ей принадлежит честь открытия жанра «тотальной инсталляции», в котором Кабаков работает уже более двадцати лет.
-- Я познакомилась с Ильей Кабаковым, когда еще была подростком, через Виктора Пивоварова. К Пивоварову меня привела случайно моя мама, которая работала в то время в детском издательстве. Чуть позже начались походы в мастерскую Кабакова в доме «Россия». -- Какие у вас были первые впечатления от работ Кабакова? -- Помню, что он показывал для друзей свои первые альбомы. Это был невероятный праздник, ритуал: мы шли к нему в мастерскую, он с определенной скоростью показывал альбомы и читал вслух подписи. Насколько я помню, музыкального сопровождения не было. Компании были сравнительно небольшими, человек 12--15, камерная атмосфера с самоваром и сушками. Меня поражало, как можно книжную графику повернуть и сделать из нее совершенно другие вещи, из иллюстративного контекста внедрить в большое искусство. Альбомы Кабакова были связаны с доминирующей русской и русско-советской вербальностью. Я всегда считала, что в советском и русском искусстве литература -- это главное. И вся живопись -- это тоже иллюстрация, и до сих пор эта тенденция продолжается. А все современники Кабакова, занимавшиеся живописью, уехали в Париж, поскольку в России нет почвы для искусства, построенного на визуальности. -- Но концептуализм, работа с текстом, появился в 1970-е, а не раньше. -- Концептуализм это всего лишь термин. Если его расширить, то весь соцреализм в каком-то смысле тоже концептуализм. Это же идея, которая заставляет людей рисовать к ней иллюстрации. Так что концептуализм -- это самое естественное проявление русского искусства. -- Кабаков известен тем, что отказался от политической деятельности. -- И Илья, и Виктор Пивоваров всегда были очень осторожны. Илья всегда понимал свое предназначение художника. Он никогда не говорил об этом высокопарных выражениях. Просто честно признавался: «Я боюсь». Поэтому протестных писем никогда не подписывал. -- Вас называют изобретателем «тотальной инсталляции», излюбленного жанра Кабакова. -- Сам термин придумал Илья. Я свои работы так не называла. Это было брежневское время, и я ощущала страшную усталость. Казалось, что в этой стране ты достиг предела -- никуда нельзя переехать и ничего изменить. И если в жизни не удается ничего радикально поменять, то можно как-то работать со средой обитания. Я вытащила все из мастерской и начала экспериментировать с пространством. Я перешла от двухмерного к трехмерному пространству комнаты. Делала картины, закрывающие стены. На работы уходил месяц-три, а висели они неделю, максимум десять дней. До того, как выбросить их на помойку, я приглашала друзей посмотреть. -- Инсталляция Кабакова «Человек, который улетел в космос из своей квартиры», кажется, вдохновлена похожим ощущением безнадеги застоя. -- Есть существенная разница. Мне нужно было просто создать другое пространство в собственной квартире, а для него инсталляция -- это результат жизнедеятельности какого-то персонажа. Работы Кабакова объяснимы, о них можно написать. Все предметы, которые появляются у него в инсталляции, выведены из иллюстраций к жизненным ситуациям. А мои комнаты -- это не иллюстрации, а визуальные другие пространства. -- Как и Кабаков, вы живете в США. Насколько, по вашему мнению, он стал «американским художником»? -- Русский художник никогда не станет американским, тем более Кабаков. Он все-таки работает с советским сознанием. -- То есть нельзя сказать, что Кабаков до и после эмиграции -- это разные художники? -- Нет, я так не думаю. Есть какие-то повторения, меньше глобальных находок, но все это развитие одного человека. Все, что есть сейчас, заложено в тех альбомах 1970-х. |
Завершился пятый международный фестиваль «Евразия» В этом году фестиваль прошел в Астане, а не в Алма-Ате, как обычно, и место проведения наложило свой отпечаток: новая столица Казахстана производит столь яркое и вполне кинематографическое впечатление, что ее саму по себе можно рассматривать как участника смотра... >>
Илья Кабаков везет в Россию работы об СССР Художественная жизнь в Москве достигла точки кипения, сравнимой разве что с суматохой нашего биеннале современного искусства. Правда, вместо многоголосия международной выставки мы будем внимать монологу большого художника... >>
Перед открытием ретроспективы Ильи Кабакова Валерий ДЬЯКОНОВ побеседовал с художницей Ириной НАХОВОЙ. Именно ей принадлежит честь открытия жанра «тотальной инсталляции», в котором Кабаков работает уже более двадцати лет... >>
В Москве появился новый мюзикл «L.O.V.E.» Жители планеты Кризон в 2025 году отправляют на Землю своего представителя -- тот должен выяснить, достойны ли земляне существовать на белом свете или их надо срочно уничтожить и запустить на расчищенном месте новый эволюционный проект... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|