N°125 15 июля 2008 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Сообщительный художник Выставка Александра Богомазова в Русском музее
Когда-то один остроумец точно определил суть различия творческого стиля двух великих пианистов: Гульда и Рихтера. Гленн Гульд -- гениальный интерпретатор, смело предъявляющий свое авторское, подчас волюнтаристское, полемизирующее с традицией прочтение музыкального текста. Святослав Рихтер -- великий коммуникатор, верный традиции, которая в его прочтении становится не отжившей архаикой, а животворным источником новых смыслов и идей. Условное, конечно, деление можно применить и к сфере художественной жизни нового времени. Первый тип, генератора нового языка, открывателя новых систем, радикально разрывающего путы канона, воплощает собой в XX веке Казимир Малевич. Второй тип, великого коммуникатора, потрясающе талантливо усвоившего законы различных систем и предъявляющего в своем творчестве ценность каждой, ассоциируется для меня с творчеством Александра Богомазова, чья персональная выставка проходит сейчас в Строгановском дворце Русского музея.
Главная проблема для исследователей творчества художника, представителя потрясающе интересного украинского авангарда, заключается в распыленности наследия. Большинство работ осело в частных собраниях Киева, Москвы, Санкт-Петербурга. В музеях искусство Богомазова представлено очень фрагментарно. Так что выставку приходилось собирать буквально по крупицам. И в том, что полноценная экспозиция Богомазова в ГРМ собрана, главная заслуга коллекционера К.И. Григоришина, владеющего немалой частью живописного и графического наследия мастера. Из-за того что работы разлетелись по приватным коллекциям, очень трудно атрибутировать произведения Богомазова. Задача осложняется как раз тем, что художник тончайшим образом, очень чутко умел перенять языки разных художественных течений; его авторский голос входил в резонанс с голосами иных великих. Пройдя типичный путь от импрессионизма к символизму (модерну), Александр Богомазов примкнул к новым формотворцам из Киевского художественного училища -- Александре Экстер, Александру Архипенко, Аристарху Лентулову. Во многом благодаря Экстер Богомазов увлекся идеями футуризма. И сегодня он считается одним из редких художников, воспринявших идеи и метод стиля цельно и последовательно. Не зря же одна из лучших футуристических картин Богомазова «Трамвай» (1914, собрание В. Дудакова) висит сегодня на выставке «Футуризм» в ГМИИ рядом с работами Экстер, Лентулова и лучистскими опусами Ларионова. Так же свободно, как к футуризму, обращался художник и к другим новейшим системам искусства -- экспрессионизму, абстракции. Во всех случаях высочайшее качество живописи объясняется филигранным владением правилами цветовидения мира. Теория цвета была лейтмотивом эпистолярного исследования художника «Живопись и элементы» (1914). Управление ритмической ценностью цвета стало краеугольным камнем его труда. В нем художник рассказывал о движении элементов в Искусстве, о переходе Количества в Качества на основе новой ритмической энергии. В познании самоценности живописной субстанции новое искусство уходит от академического «реализма» к освобождению элементов, живущих по своим, недогматическим законам. Как видится, этот «элементарный» дискурс и позволял Богомазову аранжировать в своем искусстве языки разных художественных стилей, не рискуя быть обвиненным в декоративизме и эклектизме. Проникая в каждом случае к основам грамматики и синтаксиса различных систем, мастер создавал свои живописные сообщения, в которых суть нового искусства раскрывалась превосходно. |
В Гамбурге проходят Дни танца Ежегодный гамбургский балетный фестиваль всегда выстроен по одному и тому же принципу. Театр Джона Ноймайера представляет на нем последние премьеры, показывает лучшее из текущего репертуара, знакомит публику с какой-нибудь зарубежной труппой, выдает премьеру совсем свеженькую, а заканчивает фест огромным гала, на который съезжаются мировые звезды... >>
Выставка Александра Богомазова в Русском музее Когда-то один остроумец точно определил суть различия творческого стиля двух великих пианистов: Гульда и Рихтера. Гленн Гульд -- гениальный интерпретатор, смело предъявляющий свое авторское, подчас волюнтаристское, полемизирующее с традицией прочтение музыкального текста... >>
Пресс-центр премии «Большая книга» оповестил широкие читательские массы о том, что они могут сказать свое весомое слово о состоянии новейшей русской литературы... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|