N°110
24 июня 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 ЭНЕРГИЯ ЕВРОПЫ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  19.06.2008
Переговоры по климату: слишком долго запрягаем
версия для печати
В июне в Бонне прошел очередной переговорный раунд по подготовке международного соглашения по климату, которое должно прийти на смену Киотскому протоколу. Как известно, действие протокола заканчивается в 2013 году, и международная конференция под эгидой ООН, которая состоялась в прошлом году на острове Бали, приняла решение подготовить новый документ к концу 2009 года. Руководитель программы «Климат и энергетика» Всемирного фонда дикой природы Алексей КОКОРИН, который участвовал в переговорах в Бонне, резюмирует их итоги.

-- В будущем международном соглашении четыре блока: снижение выбросов, адаптация, передача технологий и финансирование. Кроме этого, имеется пятый блок стратегического характера -- общее видение долгосрочного процесса вплоть до 2050 года.

С точки зрения общего формата будущего соглашения предстоит определить, на какой срок оно заключается, остается ли 1990-й год точкой отсчета процентных обязательств в целом и возможны ли исключения, какими будут условия вступления соглашения в силу (сколько и каких стран должны его ратифицировать), как быть с другими общими правилами Киотского протокола, в частности, по учету эмиссии и поглощения лесами и при землепользовании.

В отличие от Киотского протокола нынешние переговоры основываются на двух принципиально новых положениях, касающихся финансирования мероприятий по снижению выбросов парниковых газов:

-- выбросы должны снижать развитые страны и сильнейшие развивающиеся страны, которым развитые страны оказывают помощь в этом;

-- к середине века глобальные выбросы парниковых газов надо снизить как минимум в два раза.

Попытки ретранслировать задачу на 2050 год на более близкие годы, например, на 2020-й (в частности, рекомендация Межгосударственной группы экспертов по изменению климата для развитых стран: уровни выбросов к 2020 году должны быть на 25--40% ниже, чем в 1990 году) для большинства стран наталкиваются на огромные затраты. Даже у самых богатых стран встает вопрос финансовых ресурсов. Поэтому на переговорах образовался замкнутый круг. Развитые страны говорят, что «не могут принять численные обязательства, не зная, насколько снизят выбросы сильнейшие развивающиеся страны и сколько для этого потребуется средств на помощь со стороны развитых стран». Развивающиеся страны говорят, что «не могут ничего сказать о снижении или ограничении выбросов, пока не знают, какова будет помощь со стороны развитых стран». В этой ситуации переговоры пошли по пути поиска новых финансово-экономических механизмов привлечения средств и управления ими. При этом в большинстве предложений упор делается на частные средства. Размеры государственной помощи со стороны развитых стран потенциально могут быть не более половины от всего финансирования проектов и программ в развивающихся странах.

Что касается численных обязательств по сокращению выбросов, то пока только ЕС и Япония заявили о своих намерениях. ЕС (27 стран) планирует в любом случае снизить выбросы к 2020 году на 20% по сравнению с уровнем 1990 года, если же другие страны примут столь же «суровые» обязательства, то уровень снижения может достичь 30%. Япония готова к 2020 году на 14% снизить выбросы от существующего уровня (точнее, от 2005 года). При этом и ЕС, и Япония предполагают часть снижения достичь за рубежом, например, купив квоты.

Многие страны, включая США, пообещали в декабре на конференции в Познани сказать, каковы их возможные численные обязательства. Россия таких обещаний не делала, вероятно, так как нам объективно сложнее просчитать варианты на будущее, учитывая как предполагаемый хороший экономический рост, так и действие мер по повышению энергоэффективности экономики на 40% к 2020 году, а также тенденцию к снижению добычи нефти и другие реалии, потенциально влияющие на выбросы парниковых газов.

В изложенном выше контексте понятно, что традиционные подходы, основанные на государственной помощи от развитых стран к развивающимся, не смогут дать достаточно средств. В этой связи представляет большой интерес предложение Норвегии о проведении аукционов по продаже квот на выбросы, где покупателями бы явились потребители международного бункерного топлива, а средства бы шли на адаптационные меры в развивающихся странах. По имеющимся оценкам, речь идет примерно о 14 млрд долл. в год. Конечно, в немалой степени это финансирование адаптационных мер за счет повышения цены авиабилетов и стоимости морских перевозок. В случае реализации этой идеи необходим строгий контроль за целевым использованием средств для действительно нужных и срочных адаптационных проектов.

С точки зрения использования секторных экономических инструментов (т.е. потенциально применимых к тому или иному сектору экономики всех или группы стран) обсуждается следующая схема: все однотипные крупные предприятия развитых стран (а возможно, и части развивающихся стран) получают одинаковые задания по снижению удельных выбросов (на единицу продукции, например, на тонну алюминия или цемента). Это означает, что фактически страны требуют от бизнеса принять определенный график освоения новых технологий. Но делают это не административными мерами, а дают своим предприятиям определенную гибкость: перейти на новую технологию сейчас или купить квоты, а перейти потом, в зависимости от бизнес-плана развития предприятия. Такая схема уже давно работает на восточном побережье США применительно к выбросам двуокиси серы на электростанциях. Конечно, секторный подход приемлем для стран, если в каждой из них есть как передовые, так и отстающие предприятия и нужно «подтянуть» их в целом. Если же в стране все предприятия старые, то секторные обязательства лишь добавят нагрузку на национальную экономику, и, вероятно, лучше действовать административными методами.

Продолжается дискуссия о топливе для международного воздушного и морского транспорта (т.н. бункерное топливо). Сейчас международное бункерное топливо считается не принадлежащим ни одной стране. В национальных кадастрах выбросов оно представляется отдельно и не входит в общие выбросы страны. Логично устранить этот недостаток, и на предыдущей переговорной сессии в Бангкоке в этом был достигнут значительный прогресс. Однако в Бонне процесс застопорился. Против учета бункерного топлива категорически выступают страны Персидского залива, в частности Катар. Наиболее вероятный принцип -- «заправщик (продавец топлива) платит» -- им очень не выгоден. К вопросу логично привлечь Международную ассоциацию гражданской авиации (ICAO) и Международную морскую организацию (IMO). Но тут есть серьезный «подводный камень», не выгодный арабским странам. В частности, в ICAO вопросы решаются голосованием, а не консенсусом, как в РКИК ООН. Это означает, что при передаче вопроса в ICAO, эти страны не будут иметь право вето. В итоге принятые в Бонне решения говорят только о бункерном топливе развитых стран и возможностях использования данного сектора экономики как источника средства для адаптационных мер в развивающихся странах.

Переговоры по передаче технологий пока находятся на начальной стадии, когда от всех стран ждут конкретных идей и предложений для последующего обсуждения. Фактически передача технологий является одной из форм помощи и инвестиций. Однако она сопряжена с решением сложных вопросов прав интеллектуальной собственности, лицензирования и патентного права. Кроме того, передача технологий не должна входить в противоречие с деятельностью ВТО и других международных органов.

Позиции ведущих стран

Судя по переговорам в Бонне, Европейский союз явно теряет позиции лидера переговоров по климату. По многим вопросам позиция ЕС совершенно невнятна и с ней невозможно сплотить вокруг себя большое число стран. В такой ситуации гораздо более активно стали вести себя на переговорах Норвегия, Швейцария, Мексика, Бразилия, ЮАР, Китай и ряд других стран. Они выдвинули массу практических предложений по широкому кругу вопросов.

США в ожидании выборов самоустранились от переговоров. Выступлений США было очень мало, и они в основном носили риторический характер. На официальной встрече с экологическими организациями представитель США сказал, что их позиция -- «пусть расцветают все цветы» (когда-то именно такими же словами Дэн Сяопин охарактеризовал политику роста экономики Китая), за всем следить, но ничему не мешать.

Китай ведет себя все более и более активно. Он настаивает на значительном сокращении выбросов развитыми странами, широчайшем развитии механизма чистого развития и финансировании адаптационной деятельности в виде процентных отчислений от ВВП развитых стран.

«Группа 77 и Китая», объединяющая более 140 стран, условно представляет собой «третью силу» (если первая европейские страны, а вторая США и другие неевропейские развитые страны). В ней можно выделить три группы стран (не считая, конечно, самого Китая): группа африканских стран, группа малых островных государств и страны ОПЕК. Первые две группы выступают за как можно более сильное снижение выбросов развитыми странами и максимальной помощи в адаптации. Для этого нужно максимально «сильное» новое соглашение. Страны ОПЕК, прежде всего арабские, стремятся как можно сильнее ослабить соглашение или же развалить его совсем. Руководство арабских стран либо еще находится в плену мифа о снижении спроса на нефть при снижении выбросов парниковых газов или же стремится получить «компенсацию за возможные убытки», ссылаясь на свой «развивающийся» статус.

Канада, Австралия, Япония и другие развитые неевропейские страны понимают, что значительное снижение выбросов (в процентах от уровня 1990 года) для них гораздо сложнее, чем для ЕС, и стараются создать для себя более гибкие и удобные условия принятия будущих обязательств, создать возможности для активных действий в лесном секторе и за рубежом.

Россия, вероятно, занимает промежуточное положение между европейскими и неевропейскими развитыми странами с одной стороны. Уровни выбросов у нас гораздо ниже, а возможности их снижения в удельных единицах гораздо выше, чем в развитых странах. Однако фаза экономического развития России пока иная, чем в развитых странах, и существенный рост выбросов в ближайшие 10--15 лет весьма вероятен. Все это заставляет Россию занимать достаточно осторожную и гибкую позицию, стараясь, насколько возможно, шире смотреть на вещи.




Сессия вспомогательных органов Рамочной конвенции ООН по изменению климата (РКИК) ООН проходила в Бонне со 2 по 13 июня. Следующая переговорная сессия состоится в Аккре (Гана) с 21 по 27 августа. Там предполагается уделить основное внимание секторному подходу и мерам по прекращению сведения тропических лесов. Затем с 1 по 14 декабря в Познани (Польша) пройдет 14-я конференция сторон РКИК ООН и 4-е совещание сторон Киотского протокола, где будут рассматриваться практически все из указанных выше проблем. На 2009 год намечены четыре переговорные сессии: март-апрель, июнь, сентябрь и октябрь-ноябрь, после чего в декабре в Копенгагене состоится 15-я конференция сторон РКИК ООН, где планируется принять новое соглашение.


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  23.06.2008
Какую погоду повезет на Хоккайдо Дмитрий Медведев?
Проблема изменений климата по выбору председательствующей в этом году в «большой восьмерке» Японии вынесена в центр обсуждения на предстоящем в июле саммите... >>
  • //  19.06.2008
Ирландцы поставили точку в процессе федерализации Европы
На очередной саммит Россия -- ЕС, который пройдет на этой неделе в Ханты-Мансийске, европейские представители приедут в плохом настроении. В последние два года ведущие страны-члены предприняли титанические усилия по перезапуску структурных реформ в Евросоюзе... >>
//  читайте тему:  Россия и Евросоюз
  • //  19.06.2008
Энергетический рынок ЕС с годами будет все сильнее зависеть от импорта природного газа... >>
  • //  19.06.2008
Президент Медведев был услышан германским бизнесом
Для меня, председателя Восточного комитета германской экономики, было особой честью, что президент Дмитрий Медведев 6 июня во время своего первого визита в Германию дал согласие выступить с программной речью... >>
  • //  19.06.2008
Европейские инвесторы приобрели 23 тысячи МВт российских энергомощностей
РАО «ЕЭС России», которое с 1 июля прекратит свое существование, практически завершило продажу крупных активов. На российском электроэнергетическом рынке появились частные инвесторы, купившие генерирующие компании... >>
  • //  17.06.2008
Среди понятий, которыми принято характеризовать правление Владимира Путина, -- «энергетическая сверхдержава» занимает особое место. Сам глава государства, правда, дистанцировался от такого определения руководимой им страны... >>
  • //  19.06.2008
В июне в Бонне прошел очередной переговорный раунд по подготовке международного соглашения по климату, которое должно прийти на смену Киотскому протоколу... >>
  • //  19.06.2008
Ученые пытаются загнать обратно под землю сожженный углерод
Технология улавливания и захоронения углекислого газа остается пока единственным способом непосредственного, «механического» сокращения парниковых выбросов... >>
  • //  19.06.2008
Нужны ли углеводородам конкуренты
Россия добывает огромное количество нефти, газа и угля и располагает колоссальными запасами этих полезных ископаемых, но она может преуспеть и в производстве возобновляемых энергоносителей... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика