N°220 30 ноября 2007 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Во-первых, это красиво «Параноид Парк» Гаса ван Сента добрался до Москвы
Шестнадцать лет, тоска, первая девушка, которая «очень хочет со мной переспать», родители разводятся, друзья-приятели заняты только собой. Поговорить не с кем.
Гас ван Сент снова снимает кино о неприкаянности и одиночестве тинейджера. На этот раз герой, хорошенький черноглазый мальчик Алекс (его сыграл непрофессиональный актер-ровесник Гейб Невис), в основном катается на скейтборде в компании таких же, как он, лопухов. Потому что мастера экстра-класса обитают в Параноид Парке, странном месте, где доски летают как птицы. И режиссер, и оператор (им стал Кристофер Дойл, бывший оператор Вонга Карвая) не могут налюбоваться на эти полеты. И на самих подростков, с их угловато-плавной грацией, с их спущенными на бедра штанами, застиранными футболками, нежными лицами, томными взглядами. Этот фильм -- торжество вуаеризма, разглядывания так и этак чудесного цветка пубертата, легкой молочной спелости, столь беззащитной и столь небрежной. Гас ван Сент говорил что-то о Достоевском, о чувстве вины, о «Преступлении и наказании». В фильме следов этого нет, потому что история про то, как подросток Алекс случайно стал причиной гибели человека и с тех пор носит эту тайну в себе, приземляя свой небесный инфантилизм, сама по себе достойна не более чем разбора в педагогическом коллективе. Но вот исполненная столь томительно и чисто, она становится по-настоящему увлекательной, а почему, как раз и непонятно... Фильм божественно, непоправимо пуст, и в то же время необъяснимо правдив: да, жизнь современного тинейджера и состоит из постоянного примеривания себя к обстоятельствам... Вот папаша Алекса -- весь в наколках, занятый собой, с лексикой, позаимствованной из радиопередач. Вот мать, честно исполняющая долг, подозрительная и легковерная. Вот девушка-блондинка, красотка и пустышка, озабоченная соответствием своего поведения рекомендациям гламурных журналов. Вот душевная умница в жутких прыщах, все понимающая и готовая помочь, но отчего-то нервно сжимающая потные ладони. А вот старший товарищ, соблазняющий возможностью опасного приключения вроде катания на железнодорожном составе. Все это типичное не то, но нет и ничего другого, разве что страх разоблачения, тяжесть тайны, которую не с кем разделить. Пустоты фильма каждый может легко заполнить своим содержанием -- от морализма до оправдания вседозволенности. И все будет приблизительно, так, как бывает в этом странном возрасте, когда все кажется временным и ненастоящим, ну, понятно, только в том случае, если смотришь со стороны... Гас ван Сент начинает фильм как детектив (появляется и полицейский, который расследует убийство железнодорожника, намечается интрига), но очень быстро история преступления превращается в историю созерцания. Уже понятно, что произошло и кто виноват, но поскольку дело вовсе не в сюжете, наблюдать за происходящим не менее интересно. Несмотря на медленные кружения камеры, на долгие крупные планы, на рапиды, на длинные проезды. Под камерой Дойла самые банальные вещи приобретают теплоту и значительность. Шапочка, надвинутая на брови, школьные шкафчики, скользящая доска, кофе с карамелью -- все это показано так безыскусно и уютно, как будто смотришь альбом с собственными детскими фотографиями. Тем неожиданней сцена -- как будто из фильма ужасов класса «В», где верхняя часть тела обходчика к ужасу виновника происшествия некоторое время ползет на руках по рельсам. Конечно, «Слон» -- экранизированная ван Сентом документальная история о том, как подростки из автоматов расстреляли своих товарищей в школе Колумбайн, -- был фильмом куда более сильным и серьезным. После «Параноид Парка» на социальные обобщения как-то не тянет. Просто, когда воротимся мы в Портленд (а именно там происходит действие фильма), нас примут в объятия наши взрослые представления о нежном возрасте. И нам станет печально и светло. |
«Параноид Парк» Гаса ван Сента добрался до Москвы Шестнадцать лет, тоска, первая девушка, которая «очень хочет со мной переспать», родители разводятся, друзья-приятели заняты только собой. Поговорить не с кем... >>
Английская акварель в Эрмитаже Лучший подарок меценату -- выставка его произведений. Столетие Эндрю Меллона, американского поклонника английской акварели, отмечается в Государственном Эрмитаже удачной экспозицией... >>
В театре «Школа современной пьесы» два дебютанта поставили комедию третьего Про комедию «2х2=5», поставленную в театре «Школа современной пьесы», известно не очень много: что три года назад пьеса получила главную премию на российском конкурсе «Действующие лица» и что ее автор, молоденькая дебютантка Ксения Степанычева, работает в Саратове экономистом... >>
Европейская словесность на ярмарке non/fiction Организаторы ярмарки интеллектуальной литературы non/fiction стараются утвердить за своим детищем статус элитного мероприятия: только для избранных издателей и продвинутых читателей... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|