N°54
30 марта 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  30.03.2006
ИТАР-ТАСС
Триумф оперы
Что смотреть на фестивале «Золотая маска»

версия для печати
Фестиваль «Золотая маска-2006» -- праздник для зрителей, важнейшее состязание для театров, трехнедельный аврал для критиков. Как-то уже неудобно в двенадцатый раз повторять ритуальную фразу: «Маска» -- фестиваль профессионалов и знатоков, здесь ценится только художественное качество, совсем не обязательно связанное с коммерческими достижениями, театры здесь работают только для той публики, которая не хочет быть дурой». Однако же и повторить не грех.

Что нужно смотреть уважающему себя столичному театралу в эти 17 дней апреля? Ну конечно, прежде всего приезжих. Москвичей, на которых не обязательно ходить именно на фестивале, сразу по боку (17 спектаклей из 41). О музыкальных комедиях («Ночь открытых дверей», Екатеринбург; «Фигаро здесь!», Новосибирск) я не знаю ровно ничего; любителей жанра приглашаю в РАМТ, соответственно, 3 и 13 апреля. Кукольные театры приезжают очень славные: «Бродячая собачка» из Санкт-Петербурга, «Ульгэр» из Улан-Удэ, «Сказка» из Абакана, -- играют они, соответственно, 3--4; 10--11 и 13--14 апреля. Московская «Тень», лучший из наших кукольных театров, попала на этот раз в номинацию «Новация» -- она скорее всего и получит очередную «Маску» за пленительную и мудрую миниатюру «Смерть Полифема». Впрочем, у «Тени» есть интересный конкурент -- «Формальный театр» Андрея Могучего (СПб) со спектаклем «Между собакой и волком». Если кто не успел посмотреть его на фестивале NET, то стремитесь восполнить упущение 7 апреля; к людям, любящим прозу Саши Соколова, это относится в первую очередь: у Могучего вещь получилась если и не адекватная, то во всяком случае конгруэнтная роману. А вот на «Смерть Полифема» рваться не рекомендую: там и для членов жюри мест едва хватит.

В номинации «Современный танец» помимо упоминавшихся «Дверей» имеются пермская «Клетка для попугаев» (Балет Евгения Панфилова) и челябинский спектакль Ольги Пона «Немного ностальгии» (Театр современного танца); оба играются в один вечер, 10 апреля, на сцене РАМТ. Было бы хорошо, если бы на это представление пришли люди, вовсе незнакомые с искусством современного танца -- этот замечательный вид искусства у нас все как-то варится в собственном соку, а театры кормятся главным образом зарубежными гастролями. Между сценой и залом больше не возникает тех напряженных, обоюдно обостряемых отношений, которые делали каждое представление событийным. В нашем Театре современного танца более чем достаточно новых идей и форм; чего ему не хватает, так это новой и по-новому отзывчивой аудитории. Той, которая откликнется на показанное как угодно, кроме: «Ну, кое-что похожее мы уже видели на... фестивале в... году, и при бесспорном наличии некоторого формального прогресса...» -- подобного зрителя тот же Пепеляев (думаю, главный претендент на премию) был бы рад удавить голыми ногами.

Балет как таковой: в Москву приедет спектакль Сергея Боброва «Ромео и Джульетта» из Красноярска (4 апреля), о котором я не могу сказать ничего определенного. «Анну Каренину» Борис Эйфман (СПб) уже показал, одноактные балеты Мариинского театра Approximate sonata Уильяма Форсайта и Reverence Дэвида Доусона жюри ездило смотреть в Петербург. Фаворитом мне видится «Сон в летнюю ночь», поставленный Джоном Ноймайером в Большом театре, однако это всего лишь мнение профана, который полностью готов отвечать за свои оценки лишь тогда, когда речь идет о драматическом театре. До коего мы как раз и добрались.

Двенадцать спектаклей, шесть -- большой формы (более 200 мест в зале), шесть -- малой. Плюс Василий Бочкарев, который номинирован на «Маску» за роль Флора Прибыткова в спектакле Малого театра «Последняя жертва». Случай беспрецедентный, но когда-нибудь это должно было произойти: спектакль приличный, но не более того, ни в какие номинации его включать не стоило, это правильно, зато роль сыграна превосходно, и если Бочкарев получит свой приз, это тоже будет правильно.

Приз за лучшую женскую роль вероятнее всего достанется Алисе Фрейндлих («Оскар и Розовая дама», Театр Ленсовета, 13 апреля) -- кто не видел этот спектакль на фестивале им. Чехова, должен посмотреть непременно. А вот насчет призов за лучшие спектакли и лучшую режиссуру -- чего не знаю, того не знаю. Надо смотреть все: омские спектакли Евгения Марчелли и Анатолия Праудина, кызылского «Короля Лира», малоизвестный Небольшой драматический театр Льва Эренбурга (СПб); надо быть готовым ко всему. По моему мнению, в большой форме основными претендентами на премию являются «Лес» Кирилла Серебренникова и «Три сестры» Петра Фоменко, в малой -- «Изображая жертву» того же Серебренникова и «Мальчики» Сергея Женовача. Однако я знаю многих людей, которым режиссерское решение Серебренникова кажется избыточно резким, а режиссерское решение Фоменко -- недостаточно внятным; зачастую это одни и те же люди, они, должно быть, обладают сверхъестественно тонким, непогрешимым вкусом.

Нельзя также не сказать, что сезон 2004/05 в драматическом театре был вообще довольно беден событиями. Москва еще как-то продержалась, но в прочих театральных городах, начиная с Петербурга, сезон, судя по приватным беседам, прошел невзрачно и нервно; его итоги будут подводиться с соответствующей нервностью. В этом смысле опера оказалась гораздо счастливее драмы.

Девять постановок, и если здесь предугадать победителя столь же сложно, то это уже не от нервной путаницы, а от богатства, от роскошества. Очевидных аутсайдеров попросту нет: «Волшебная флейта» из Уфы, «Соловей» и «Кармен» из Перми, «Травиата» «Санктъ-Петербургъ Оперы» изящны и изобретательны, они могут надеяться если не на полное торжество, то во всяком случае на приз зрительских симпатий или спецпризы жюри. Мариинский театр привозит «Тристана и Изольду» и «Путешествие в Реймс»: посмотрим, смогут ли составить им конкуренцию «Дети Розенталя», не говоря уже об «Упавшем с неба». Приходится думать, что самый талантливый режиссер нового поколения Дмитрий Черняков ушел из драмы в оперу совсем не случайно; что не случайно оперой увлекся Эймунтас Някрошюс: здесь сейчас, что называется, горячее. По крайней мере об этом внятно говорит «Золотая маска-2006». Что скажет следующая, посмотрим.
Александр СОКОЛЯНСКИЙ
//  читайте тему  //  Театр


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  30.03.2006
ИТАР-ТАСС
Что смотреть на фестивале «Золотая маска»
Фестиваль «Золотая маска-2006» -- праздник для зрителей, важнейшее состязание для театров, трехнедельный аврал для критиков. Как-то уже неудобно в двенадцатый раз повторять ритуальную фразу: «Маска» -- фестиваль профессионалов и знатоков, здесь ценится только художественное качество, совсем не обязательно связанное с коммерческими достижениями, театры здесь работают только для той публики, которая не хочет быть дурой»... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  30.03.2006
Нан Голдин и Сергей Братков в Музее современного искусства
Одними из самых долгожданных событий Московской биеннале явились поддержанные компанией Pio Global выставки американки Нан Голдин и россиянина Сергея Браткова... >>
//  читайте тему:  Выставки
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика