N°194
23 октября 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  23.10.2006
AP
Канализация всей страны
Панама решает на референдуме судьбу 5 млрд долларов

версия для печати
Урок реализации приоритетных национальных проектов преподала маленькая Панама, которую сложно отнести к лидерам демократического мира. Вчера жители этой страны на референдуме решали, стоит ли тратиться на глобальную модернизацию соединяющего Тихий и Атлантический океаны Панамского канала -- главного источника бюджетных поступлений. Расходы на расширение и реконструкцию канала, призванные повысить его пропускную способность и, как следствие, увеличить доходы от эксплуатации, эксперты оценили в 5,25 млрд долл. И руководители государства, которое и на печать собственной валюты предпочитает особенно не тратиться, вполне обходясь американскими дензнаками, перед тем как тратить столь значительную сумму, решили посоветоваться с народом.

Доказывая, что проект строительства третьей очереди шлюзов и расширения канала является приоритетным, руководители и правительства, и администрации канала обещали, что сегодняшние затраты затем с лихвой окупятся. Отказ же чреват если не национальной катастрофой, то большими финансовыми потерями. Министр иностранных дел Панамы Самуэль Льюис Наварро утверждает, что часть дохода с каждой пропущенной по каналу тонны груза идет на образование и социальные программы, и потому, голосуя за расширение водной артерии, граждане голосуют и за собственные блага. В то же время глава администрации Альберто Алеман Зубита, на которого ссылается агентство AP, предостерег, что «грузоотправители будут искать другие маршруты, потому что Панама не будет иметь возможности пропускать их». Выступая по национальному радио, г-н Зубита заявил, что уже сегодня страна теряет едва ли не столько же, сколько получает, из-за того что канал тесен и недоступен для современных крупнотоннажных судов, а система шлюзов не в состоянии пропустить всех желающих воспользоваться им. Из-за этого образуются своеобразные пробки -- десятки судов вынуждены неделями ожидать своей очереди у обоих входов в канал. После реконструкции, как ожидается, пропускная способность повысится, и по каналу смогут проходить суда водоизмещением до 120 тыс. тонн.

Международные пароходства также поддерживают план как способ расширить число маршрутов для растущей торговли между Азией и Восточным побережьем США. Кроме того, расширение канала, на котором сейчас занято около 8 тыс. служащих, как ожидается, принесет целых 40 тыс. рабочих мест.

Однако, несмотря на высокую безработицу (около 9,5% трудоспособного населения) и то, что статистически 40% жителей Панамы считаются бедняками, желание правительства освоить огромные бюджетные деньги нравится далеко не всем гражданам страны. Критики боятся, что в реальности расширение канала обойдется бюджету Панамы чуть ли не вдвое дороже, что только увеличит внешний долг. При этом очевидно, что припасть к финансовым потокам, которые прольются на берега Панамского канала, смогут только избранные. «Бедные продолжат страдать, в то время как богатые станут более богатыми», -- приводит AP слова Хосе Феликса Кастильо, 62-летнего преподавателя средней школы, который был одним из трех тысяч демонстрантов, вышедших в пятницу на улицы Панама-сити, чтобы сказать «Нет!» реконструкции. Демонстрация, как передает корреспондент РИА-Новости, получила название «Красный прилив» -- по цвету маек, в которые были одеты манифестанты (в бюллетенях для голосования на референдуме графа «нет» помечена красным цветом). «Красные» полагают, что такой национальный проект поглотит средства, которые можно было бы пустить на модернизацию проектов социальных.

О коррупции же жители Панамы знают как никто другой. Грандиозная финансовая афера во время строительства канала в начале прошлого века, которая привела к банкротству тогдашних французских строителей этого гидросооружения, оставила в истории термин «панама», означающий мошенничество в особо крупных размерах. Следствием скандала стало прибытие на перешеек в 1903 году Соединенных Штатов, которые завершили строительство и получили канал в бессрочную концессию. В 1914 году по водной артерии длиной 80 км, заменившей длинный и опасный путь в обход мыса Горн, прошел первый пароход, но пребывание США в стратегически важной зоне канала в течение десятков лет сравнивали с оккупацией. Только в 1977 году панамский лидер Омар Торрихос, отец нынешнего президента Мартина Торрихоса, добился от США пересмотра кабальных соглашений по каналу и подписал договор с президентом Джимми Картером. Согласно этому договору в 1979 году в зоне канала был введен двадцатилетний переходный период, а 31 декабря 1999 года канал полностью перешел под юрисдикцию и управление Панамы.
Ирина БЕЛАШЕВА


  КРОМЕ ТОГО  
  • //  23.10.2006
AP
Панама решает на референдуме судьбу 5 млрд долларов
Урок реализации приоритетных национальных проектов преподала маленькая Панама, которую сложно отнести к лидерам демократического мира. Вчера жители этой страны на референдуме решали, стоит ли тратиться на глобальную модернизацию соединяющего Тихий и Атлантический океаны Панамского канала -- главного источника бюджетных поступлений... >>
  • //  23.10.2006
Клубы, концерты, театры, выставки, кино >>
  • //  23.10.2006
Reuters
В начале недели теплый атмосферный фронт будет медленно продвигаться далее на восток ЕТР. Северо-западные области останутся в зоне атмосферных фронтов, сохранится пасмурная и сырая погода. В северо-западных областях дожди, температура +5...+10оС и ночью и днем... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика