N°149
21 августа 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  21.08.2006
Метод, который работает
На днях состоялось открытие сезона в Театре.doc

версия для печати
Это, наверное, самый маленький и самый бедный театр в Москве, но если посчитать количество впечатлений, отзывов, эмоций и страстей на единицу вложенных средств -- самый эффективный. Я даже думаю, что по эффективности он вне конкуренции. Поскольку в нем все непонятно на чем держится -- уж во всяком случае не на деньгах, которых нет, не на помещении -- маленький подвал в Трехпрудном переулке, в этом году отремонтированный на средства доброхотов, вмещает зал (35 кв. м), трехметровое фойе, туалет, общую на всех гримерку и предбанник с той самой вешалкой... Федеральное агентство по культуре, обещавшее поддержку проекта, в этом году выделило ему аж 60 тыс. руб. -- на постановку...

Создан театр в 2002 году небольшой компанией драматургов, режиссеров и актеров, которым захотелось своего дела. Точнее, не своего дела, оно у них как раз и до того было, а некоей институции, где можно было бы сложить найденное в семинарах, фестивалях, лабораториях...

Театр.doc еще не дожил до своего первого юбилея, ему пока не надо подводить итоги. А один из его руководителей, драматург и режиссер Михаил Угаров, выступая на том самом открытии сезона, сказал, что ждет не дождется, когда и Театр. doc, и фестиваль «Новая драма» прекратят свое существование. Потому что если это случится, значит, цели достигнуты, ситуация нормализовалась, современные пьесы и спектакли перестали нуждаться в резервации, став нормальной частью художественного процесса.

Однако пока такой нормализацией и не пахнет. Общество с маниакальностью невротика отказывается познавать самое себя. Сопротивление до того активно, что энергии его преодоления как раз хватает на движение Театра. doc и окружающих его компаний. Они и не ищут борьбы, но просто занимаются тем, что им интересно, однако непременно при этом вызывают столь яростное возмущение и даже негодование, что волей-неволей превращаются в бунтарей.

Но не это главное в феномене Театра. doc. Главное -- его основы противоположны государственной культурной политике. Чиновники новой российской культуры в основном поддерживают все, что уже давно создано, признано и даже несколько устарело. Только те художники, которые приобрели признание, по их мнению, достойны господдержки. Только тех, кто имеет коммерческую ценность, тех, кто продает свои произведения и имеет большое количество покупателей, готова одобрить и власть, подарив им помещения, бюджет и опеку.

А для самодеятельного и независимого проекта Театра. doc главное -- дать возможность любому творческому порыву реализоваться. Не производить строгой селекции, не цензурировать и не навязывать никаких правил. Просто поддержать, выслушать, погрузить в нужную атмосферу. Именно поэтому у этого проекта такая небывалая производительность, причем не количественная, а качественная.

За четыре года поставлено 32 спектакля -- это много, но это не самое важное. Многие из этих спектаклей канули в Лету, забыты и похоронены, некоторые идут до сих пор и пользуются успехом. Но существенно, что вокруг самого процесса их создания, включающего, между прочим, и ежегодные семинары и лаборатории (лаборатория современной драматургии и режиссуры в Ясной Поляне; фестиваль молодой драматургии «Любимовка»; мастерская Вадима Леванова в Тольятти), куда начинающий драматург может прислать свой опус и получить шанс, постоянно сохраняется особая, творчески напряженная атмосфера -- и молодые художники чувствуют: в этой работе есть смысл, а значит, стоит стараться, думать и изобретать.

Странно, что эту бесперебойно работающую мастерскую по производству новых имен практически игнорирует профессиональное сообщество. Братья Пресняковы, братья Дурненковы, Максим Курочкин, Иван Вырыпаев, Александр Родионов, Юрий Клавдиев -- это те драматурги, сценаристы, которые выросли на этих дрожжах и теперь широко востребованы прожорливой сегодняшней культурой. Когда Александр Митта отмечает как самые интересные кинодостижения фильмы «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова по сценарию братьев Пресняковых и «Эйфория» Ивана Вырыпаева, специально указывая, что они-де пришли из театра, он, естественно, не добавляет, какого именно театра...

Дело, конечно, не в том, чтобы перечислить достижения и под них немедленно выпросить большой бюджет -- уж слишком странные вещи происходят с теми, кто таких бюджетов добивается, да и не слишком это красиво успехами хвастаться, хотя сегодня это и называется пиар. К тому же будет неправильно считать, что все птицы этого гнезда именно им и выпестованы -- понятно, что речь идет не о воспитании или не только о воспитании, но о собирании, о той поддержке, в том числе и институциональной, которая была им оказана не государственным и не коммерческим объединением, а собранием людей доброй воли, безвозмездно (то есть совершенно бесплатно) отдающих свои силы общему делу.

В этом году произошел прорыв «доковцев» в сферу кино. Фильм Ивана Вырыпаева, когда-то собственноручно красившего стены в подвале на Трехпрудном, отобран на фестиваль в Венецию. В той же Венеции он встретится с фильмом «Свободное плавание» по сценарию добровольного директора «Любимовки» и постоянного автора Театра. doc Александра Родионова, снятым отборщиком независимого фестиваля «Кинотеатр.doc» Борисом Хлебниковым. В Канне в этом году в российской программе участвовал фильм «Девочки» Валерии Гай-Германики, впервые показанный на «Кинотеатре. doc» и уже после этого получивший главный приз на дебютном конкурсе «Кинотавра»... А единственный фильм из России, участвовавший в официальной программе Канна, -- «977» снял Николай Хомерики, в этом году открывающий свой кинолекторий на площадке Театра. doc.

Когда-то давно в недрах Союза театральных деятелей появилась идея создания свободной сцены для дебютантов, для ищущих самовыражения театральных коллективов. Сцена так и не появилась, хотя кто только ее идею не пропагандировал. Зато оказалось, что самопроизвольные образования воплотят ее куда эффективнее и полнее, чем забронзовевшие официальные инстанции. А значит, свобода и инициатива все-таки куда плодотворнее государственной политики, и доказательство этого -- одно из самых больших достижений Театра.doc.

В этом году театр откроет сезон фестивалем молодой драматургии «Любимовка», который пройдет 7--13 сентября. В программе фестиваля более 30 пьес молодых авторов в формате work-in-progress. Затем начнутся репертуарные спектакли и будет показано несколько премьер, среди которых документальные интерактивные представления "Реальность в поисках автора, или Тогда мы идем к вам", во время которых аудитория из драматургов, артистов, заинтересованных зрителей прямо на месте пытается сочинить коллективный спектакль на актуальные темы, предложенные инициативной группой авторов. Есть, впрочем, и уже готовые проекты. Например, драматург Юрий Клавдиев и режиссер Георг Жено расскажут о людях, инфицированных ВИЧ. Михаил Дурненков, Руслан Маликов и Михаил Угаров предлагают поразмышлять о современных рабочих, а Александр Родионов намерен исследовать поведение кавказцев, живущих в Москве. Драматург Нина Беленицкая и режиссер-документалист Евгений Григорьев при поддержке Георгия Жжено собираются разобраться с мифом о Павлике Морозове, а режиссер Руслан Маликов заинтересовался проблемами красавцев, которые тоже плачут.

Что получится из этих планов, а что забудется или не понравится -- сезон покажет. Но та самая реальность, к которой прислушиваются участники этих проектов, как выясняется на практике, благодатная почва для тех, чьи амбиции выше, чем получение хлебной должности в сегодняшнем огламуренном мире.
Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Театр


  КУЛЬТУРА  
  • //  21.08.2006
«Он, я и его друзья» на московских экранах
Фильм братьев Энтони и Джо Руссо довольно быстро заставляет вспомнить, что слово «дружба» можно трактовать по-разному. Это не только «взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их» -- когда речь заходит о Рэнди Дюпри и его «взаимных привязанностях» поневоле вспомнишь, что этим замечательным словом называли в свое время и плавленый сырок, и бензопилу... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  21.08.2006
Выборгский фестиваль объявил призеров: жюри предпочло «977», а зрители выбрали «Мне не больно»
Давнее соперничество главных российских кинофестивалей -- Московского международного, сочинского «Кинотавра» и выборгского «Окна в Европу» в этом году будто бы вовсе перестало существовать... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  21.08.2006
На днях состоялось открытие сезона в Театре.doc
Это, наверное, самый маленький и самый бедный театр в Москве, но если посчитать количество впечатлений, отзывов, эмоций и страстей на единицу вложенных средств -- самый эффективный. Я даже думаю, что по эффективности он вне конкуренции... >>
//  читайте тему:  Театр
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика