N°146 16 августа 2006 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Труба зовет на восток
Необходимость расширять энергетическое сотрудничество на восточном направлении становится для России все более очевидной. Ныне свыше 70% российского экспорта приходится на нефть и газ. Все нефтепроводы и газопроводы из Западной Сибири направлены на запад. Такое нерациональное размещение производительных сил способствует гипертрофированному развитию экономики в европейской части России и дальнейшему отставанию в экономическом развитии восточных регионов. Из-за отсутствия в Сибири и на Дальнем Востоке инфраструктуры для транспортировки энергоносителей для России оказался закрытым рынок стран Северо-Восточной Азии -- Китая, Японии и Республики Корея, где наблюдается явный дефицит энергоресурсов для поддержания высоких темпов экономического развития.
Потребитель живет по соседству Китай -- один из крупнейших в мире потребителей энергетических ресурсов. В марте 2006 года на Российско-китайском экономическом форуме деловых кругов председатель комитета по экономической реформе КНР Ма Кай сообщил, что общий объем производства и потребления энергии в Китае составляет 2 млрд тонн условного топлива в пересчете на уголь. По этому показателю КНР занимает второе место в мире после США, а ее доля составляет свыше 10% мирового потребления первичной энергии. В 11-й пятилетке (2006--2010) Китай взял курс на экономию энергии. К концу десятилетия предполагается на 20% снизить удельную энергоемкость на единицу продукции. Однако, по экспертным оценкам Международного энергетического агентства, для реформы энергетического сектора Китай должен удвоить инвестиции в эту сферу до 50--70 млрд долл. в год. В Китае есть и собственные энергоресурсы. По данным Государственного статистического управления КНР за 2003 год, объем разведанных запасов каменного угля составил 331,7 млрд тонн. С углеводородами ситуация более напряженная -- китайские месторождения нефти оцениваются в 2,4 млрд тонн, газа -- в 2 трлн кубометров. В начале этого десятилетия потребление нефти в КНР заметно опережало ее производство, хотя потребление каменного угля и природного газа было ниже объемов производства. Излишки каменного угля шли на экспорт (примерно 90 млн тонн в год), а небольшой избыток природного газа закачивался в хранилища. В ближайшие годы потребность Китая в энергоносителях будет возрастать. Как считают ученые Центра экономической безопасности Китайской академии современных международных отношений, рост потребления энергоносителей будет определяться тремя основными факторами -- повышением жизненного уровня населения, увеличением автомобильного парка и развитием урбанизации. В 2003 году в КНР на одного человека в среднем приходилось 1,3 тонны условного топлива (1479 киловатт-часов электроэнергии или 219 кг нефти), при этом более чем в двадцати провинциях возник дефицит электроэнергии. Тогда показатель ВВП на душу населения составлял 10 542 юаня (или 1273 долл. по текущему валютному курсу). К 2020 году, как планируют китайские власти, уровень ВВП на душу населения превысит 3 тыс. долл., а потребление энергоносителей вырастет в два раза. Особенно серьезным вопросом является рост автомобилизации страны. В 2003-м Китай уже занимал третье место в мире по числу используемых автомобилей. По прогнозам, в 2010 году по дорогам Поднебесной будет ездить свыше 14,6 млн личных автомобилей, а в 2020-м -- 72 млн. Нетрудно предсказать, что за этот период резко возрастет спрос на бензин и дизельное топливо. Прямое воздействие на рост потребления энергоносителей оказывает быстрая урбанизация Китая. Ежегодно свыше 18 млн человек покидают деревню. К 2020 году доля городских жителей составит примерно 60% общей численности населения страны, в то время как в настоящее время она составляет лишь 43%. Это повлечет за собой стремительный рост капитального и дорожного строительства, что неминуемо приведет к увеличению потребления энергоносителей. Еще в 80-е Китай экспортировал нефть Способность Китая обеспечить себя энергоносителями медленно, но неуклонно снижается. В 1990 году страна обеспечивала себя ими на 104%, в 1998-м -- на 98%, в 2000-м -- на 97%. Это больше, чем в США (73%), Индии (84%) или Бразилии (78%), и намного больше, чем в соседних экономически развитых странах -- таких, как Япония (20%) или Республика Корея (17%). Для сравнения отметим, что богатая энергетическими ресурсами Россия обеспечена на 157%. Сырая нефть является одной из важных составляющих энергетического баланса Китая, с каждым годом ее доля возрастает. В 1950-е годы считалось, что Китай беден нефтью, ее доля в производстве энергоносителей не превышала 2%. В 60--80-е годы эта доля постепенно росла и в 1980-м достигла своего наивысшего показателя -- 23,8%. Быстрый рост энергопотребления в ходе экономической реформы привел к отставанию темпов нефтеразведки и нефтедобычи от потребностей страны в сырой нефти и нефтепродуктах. Тем не менее, по планам экономического развития КНР до 2020 года доля нефти в энергопотреблении должна вырасти с 23% в 2000 году до 25--26% в 2010-м и 26--26,5% в 2020-м. Добыча сырой нефти в КНР постоянно увеличивается (в 1980 году -- 105 млн тонн, в 1990-м -- 138,3 млн тонн, в 1999-м -- 160 млн тонн и в 2005-м -- 180,8 млн тонн). Однако она не успевала за растущими потребностями страны. Для решения проблемы китайское руководство было вынуждено увеличивать добычу угля и наращивать импорт нефти. По меркам сегодняшнего дня это кажется невероятным, но еще в 1980-е годы Китай экспортировал нефть. В 1970--1980-е для получения иностранной валюты до четверти годовой добычи нефти продавалось за рубеж, в основном с Дацинского месторождения в провинции Хэйлунцзян. По нефтепроводам она доставлялась в порты Циньхуандао и Далянь, здесь перегружалась в танкеры и отправлялась в основном в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Если в 80-е годы экспорт нефти значительно превышал ее импорт, то в 90-е экспорт нефти стал сокращаться, а импорт -- резко увеличиваться. С 1993 года Китай стал чистым импортером нефти. В 1999 году импорт нефти составил примерно 65 млн тонн (40,6% годового производства), в 2003-м -- 131,9 млн тонн (примерно 80%). По китайским долгосрочным прогнозам, в 2010 году импорт нефти должен возрасти до 190 млн тонн, а в 2020-м -- до 300 млн тонн. В начале нынешнего десятилетия доля нефти в структуре энергопотребления КНР составила 23,4%, в перспективе ее доля может достичь 26--27%. В настоящее время нефть является одной из важных, но все же не основной составляющей в решении проблемы энергообеспечения Китая. Ведущую роль в потреблении энергоресурсов (68,7% от общего объема в 2005 году) по-прежнему играет каменный уголь. Китайские резервы Для КНР существуют два пути решения энергетической проблемы с опорой на собственные ресурсы. Первый путь -- разработка и эксплуатация месторождений в западной части страны (Таримский бассейн в Синьцзяне), среднем течении реки Хуанхэ (провинции Шэньси, Ганьсу и Нинся-Хуэйский автономный район), в Цайдамской впадине (провинция Цинхай). Только за 2003 год китайские геологи разведали нефтяные месторождения с общим объемом запасов в 799 млн тонн. Второй путь -- частичная замена нефти на каменный уголь, природный газ и гидроэлектроэнергию. Однако увеличение доли каменного угля приведет к дальнейшему загрязнению окружающей среды, а рост доли гидроэлектроэнергии будет возможен только через несколько лет после введения в эксплуатацию на полную мощность ГЭС "Санься" ("Три ущелья") на реке Янцзы. Помимо этого крупного по мировым масштабам проекта, других возможностей увеличить потребление гидроресурсов в КНР пока не имеется. В Китае есть значительные резервы для увеличения доли природного газа в производстве и потреблении энергоресурсов. В конце 90-х годов более 70% добычи природного газа было сконцентрировано в провинции Сычуань, а также на крупных нефтяных месторождениях -- Дацин (в провинции Хэйлунцзян недалеко от российско-китайской границы близ магистрали бывшей КВЖД), Шэнли (на Шаньдунском полуострове), Ляохэ (на Ляодунском полуострове) и Чжунъюань (в провинции Хэнань в Центральном Китае). Большие запасы природного газа находятся на Северо-Западе Китая. Это месторождения Цайдам в провинции Цинхай, Карамай, Турфан-Хами и Тарим в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Однако до введения в начале 2004 года в эксплуатацию газопровода Запад--Восток (Синьцзян--Шанхай), доставляющего голубое топливо из богатых газоносных районов в экономически развитые приморские районы, эксплуатация этих месторождений была крайне невыгодна из-за высокой себестоимости, большую часть которой составляли транспортные расходы. Ситуация стала меняться после завершения строительства основного газопровода Запад--Восток (Тарим--Шанхай) и начала строительства второй линии газопровода Цзинбянь--Пекин от месторождения Чанцин в провинции Шэньси на границе с автономным районом Внутренняя Монголия, а также газопровода из Цайдамской впадины до Синина и Ланьчжоу на Северо-Западе Китая на основной трассе Запад--Восток. В настоящее время основной инфраструктурный проект в газовой промышленности Китая завершен. Газопровод Восток--Запад соединил западное газоконденсатное месторождение Луньшань в Таримской впадине (Синьцзян-Уйгурский автономный район) с основным рынком потребления газа на востоке страны. Протяженность трассы составила 4167 км, ее пропускная способность -- 12 млрд кубометров в год с перспективой увеличения до 20 млрд кубометров в 2010 году. Решить проблемы Дальнего Востока и Сибири Россия могла бы оказать помощь Китаю в решении проблемы нефтяной безопасности. Это в значительной степени позволило бы углубить взаимовыгодное сотрудничество двух стран и содействовало бы совместному развитию в подъеме экономики и социальной сферы Сибири и Дальнего Востока. В марте 2006 года во время визита в КНР президента Владимира Путина был подписан ряд соглашений о развитии российско-китайского сотрудничества в энергетической сфере. Стороны договорились изучить вопрос о строительстве нефтепровода от Сковородино до Дацина в ходе реализации крупного инфраструктурного проекта по сооружению нефтепровода от станции Тайшет в Восточной Сибири до Тихого океана на Дальнем Востоке. Удалось достичь согласия о строительстве двух газопроводов в Китай из Западной Сибири через Алтай и из Восточной Сибири на Дацин, а также о поставках электроэнергии из Восточной Сибири в Китай. По оценкам Института геологии нефти и газа Сибирского отделения РАН, добыча углеводородов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке может составить к 2020 году 90 млн тонн нефти и 51,5 млрд кубометров газа. Китай ожидает от России поставок 30 млрд кубометров газа в год из Западной Сибири, 20 млрд кубометров -- из Восточной Сибири и 10 млрд кубометров с Сахалина, а также ежегодных поставок от 20 до 30 млн тонн нефти. Однако Россия пока не в состоянии обеспечить такие объемы поставок нефти и газа. Этому мешает отсутствие транспортной инфраструктуры, к тому же российские нефтяные и газовые компании как недропользователи регулярно не выполняют ранее подписанные с государством инвестиционные соглашения. Развитие крупномасштабных российских проектов по поставкам нефти и газа в Северо-Восточную Азию может в значительной степени решить как проблемы экономического развития районов Дальнего Востока и Сибири, так и привлечения иностранных инвестиций из КНР, Японии и Республики Корея, заинтересованных в поставках энергоносителей из России. В начале десятилетия у России были большие шансы принять участие в реализации проекта создания газопровода Восток--Запад, однако они не были использованы. Подписанные в марте 2006 года российско-китайские соглашения дают «Газпрому» возможность поучаствовать в проектах строительства двух веток газопровода в Китай -- из Западной Сибири через Синьцзян и из Восточной Сибири через провинцию Хэйлунцзян, а также принять участие в строительстве газохранилища в Восточном Китае. Китай увеличивает импорт нефти из-за рубежа, она поступает из Ирана, Омана, Анголы, Саудовской Аравии и других стран. Россия в 2005 году поставила в КНР 12,8 млн тонн нефти, что вывело ее на четвертое место среди зарубежных источников китайского нефтяного импорта после Саудовской Аравии, Анголы и Ирана. Ныне возможности России в решении китайской нефтяной проблемы невелики, объем поставок ограничен пропускной способностью Транссибирской железной дороги и небольшого участка бывшей КВЖД на территории России (Карымская--Забайкальск) и таможенного терминала на станции Забайкальск. Есть два пути российско-китайского сотрудничества в развитии нефтегазовой промышленности Китая. Первый -- оказание помощи Китаю в разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений по контрактам. Другой путь -- решение проблемы импорта нефти из России, что в перспективе позволило бы отправлять в Китая 50--60 млн тонн нефти в год. Тем самым наша страна обеспечивала бы до 1/3 объема необходимых Китаю иностранных поставок нефти. В этом плане большое значение имеет строительство нефтепроводов из России в Китай по восточному коридору на Дацин или по западному коридору через перевал Канас на Карамай. Стоит напомнить, что в последние годы возникали большие проблемы в реализации различных проектов российско-китайского сотрудничества в энергетической сфере. Многократно под различными предлогами откладывалось строительство нефтепровода ЮКОСа Ангарск--Дацин. Была сорвана сделка о покупке Китайской национальной нефтяной компании (КННК) акций «Славнефти», в результате чего российский бюджет недополучил значительную сумму денег. В итоге появился альтернативный проект «Транснефти», который предусматривает строительство трубопровода Тайшет--Находка по северному маршруту. Однако в последнее время появились отрицательные экологические экспертизы по различным проектам строительства нефтепровода и газопроводов. Это вновь ставит под угрозу реализацию планов российско-китайского сотрудничества в области энергоресурсов. Россия должна идти на восток В последние годы Китай и без России пытается решить и решает вопросы энергообеспечения экономики. Без участия нашей страны построена гидроэлектростанция "Санься" на реке Янцзы. Без России проложен газопровод из Синьцзяна в Шанхай. Строительство нефтепровода Атасу--Алашанькоу из Казахстана в Синьцзян открывает Китаю прямой путь к углеводородным ресурсам Центральной Азии. К этому следует добавить подписание соглашения о поставках природного газа из Туркменистана с перспективой строительства газопровода в Китай через Узбекистан. Все эти проекты являются альтернативой российско-китайским проектам энергетического сотрудничества. Поэтому для реализации своей энергетической стратегии Россия должна идти на восток, создавая энергетическую и транспортную инфраструктуру. Без строительства нефте- и газопроводов в восточном направлении Россия не сможет подключиться к основным перспективным рынкам углеводородов экономически развитых стран и территорий -- Китая, Японии, Республики Корея, Гонконга, Сингапура, Тайваня. В перспективе Россия могла бы реализовать программу выхода на азиатский рынок энергоносителей с помощью Китая и частично через его территорию -- через незамерзающие порты Далянь и Циньхуандао на северо-востоке страны. Наличие нефтяной и газовой трубы не только в западном, но и восточном направлении даст России поле для маневра на мировом рынке энергоресурсов за счет стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Есть две основные задачи по реализации энергетических проектов в азиатской части России -- строительство нефтепровода Тайшет--Находка с ответвлением на Сковородино и Дацин с использованием китайских инвестиций и строительство газопровода через Алтай в Синьцзян с подключением этой магистрали к китайскому газопроводу Запад--Восток. Для развития такого сотрудничества обеим странам следует подумать о создании совместного предприятия с государственным участием. Это поможет согласовать собственные экономические интересы не только на ближайшую, но и на более длительную перспективу, совместно работать на рынке энергоресурсов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. |
Необходимость расширять энергетическое сотрудничество на восточном направлении становится для России все более очевидной. Ныне свыше 70% российского экспорта приходится на нефть и газ. Все нефтепроводы и газопроводы из Западной Сибири направлены на запад... >>
На первый взгляд для масштабного сотрудничества России и Китая в энергетике есть все основания. Россия является в долгосрочной перспективе устойчивым нетто-экспортером энергетических ресурсов, а Китай устойчиво превращается в их нетто-импортера... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|