N°50 25 марта 2005 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Штука-выручалочка Открылась выставка «Москва--Варшава»
Нынешний год очень неудачный для демонстрации российско-польской дружбы. Достаточно посмотреть вчерашнюю газету, где на первой странице, под логотипом «Время новостей» рассказывается о специфических «концептуальных» проектах чиновников московской и варшавской городских администраций. Им, видите ли, захотелось семиотических баталий. Варшавские чиновники дразнят нас именем Дудаева, присвоенным одной из площадей польской столицы. Московские городские мужи грозятся в отместку переименовать улицу Климашкина, на которой стоит посольство Польши, в улицу Михаила Муравьева-Виленского, снискавшего себе прозвище Вешатель за жестокое подавление польского мятежа 1863 года. Эти дурно пахнущие языковые перформансы накаляют и без того напряженную атмосферу отношений между Россией и Польшей.
Остается лишь одна спасительная территория, которая, смеем надеяться, поможет нам быть умнее политиков. По-польски эта территория называется sztuka, то есть «искусство», и звучит привычной для нашего уха «штукой». Сегодня в Третьяковской галерее на Крымском валу есть хороший повод с этой «штукой» познакомиться поближе. Открывается большая выставка «Москва--Варшава. 1900--2000». В Москву проект приехал после успешной демонстрации в варшавской галерее «Захента». Панорама эпохи представлена от модерна до самых до постмодернистских окраин. Во все времена нам было что сказать друг другу. Но наибольшее впечатление в свете последних событий производят работы, созданные мастерами (прежде всего польскими) послевоенного поколения на тему второй мировой. В России конца сороковых -- начала пятидесятых соцреализм робко трансформировался в «суровый стиль». В Польше умели пользоваться новым языком, и разговор получался страшный, как рваная рана, жуткий, как рыдание. На выставке представлен полиптих о расстрелах знаменитого Анджея Врублевского, «Рождество в Освенциме в 1944 году» -- картина Ксаверия Дуниковского (1950). Заключительным аккордом темы стала созданная двадцать лет назад великолепная работа Влодзимеша Павляка «Виткевич, вскрывающий себе вены после вторжения немцев в Польшу». Все же искусство -- хорошая альтернатива склерозу политиков. В пандан к главному проекту в Москве можно увидеть выставку российского и польского искусства начала третьего тысячелетия (в Центре современного искусства на Зоологической), а также камерную экспозицию, посвященную известному польскому писателю Витольду Гомбровичу (Литературный музей А.С. Пушкина на Арбате). Анна Романова: Наш проект -- образовательный Во время вернисажа обозреватель «Времени новостей» побеседовал с одним из кураторов выставки, сотрудницей Третьяковской галереи Анной РОМАНОВОЙ. -- Чем отличаются две версии выставки? -- Для Москвы мы выбрали историко-хронологический принцип. Привычный для россиян. На больших выставках человек часто теряется. Пространство московской выставки организовано так, что посетитель направляется по определенному маршруту. И шаг за шагом знакомится со всеми периодами истории российского и польского искусства прошлого века. По сути, это первый масштабный российско-польский выставочный проект. Поэтому цели его -- просветительские, образовательные. -- На выставке я отметил несколько концептуальных блоков. Расскажите о самых значимых из них. -- Первый -- это первая мировая война. Наряду с антигерманскими и антипольскими лубками представлена витрина выставки галереи Ле Мерсье в Москве, которая в 1916 году торговала произведениями известных мастеров (Врубеля, Малевича). Выручка от продажи направлялась в качестве пожертвования полякам, пострадавшим в первой мировой. Вот еще одно доказательство того, что искусство выше политики. Другие специально созданные разделы: примитивизм, неоклассика. Отдельная тема -- «Рефлексия по «Черному квадрату». Польский куратор Анда Роттенберг предложила воссоздать «неопластическую комнату Малевича», сделанную после войны в музее города Лодзь его польским учеником Стшеминским. Можно увидеть супрематические работы российских и польских современников Малевича. Комментарием к этой «комнате» оказались работы мастеров концептуальной школы второй половины ХХ века. «Строительство новой жизни» и «Вторая мировая война» -- другие лейтмотивы первой части экспозиции. Во второй части зритель оказывается свидетелем послевоенного диалога, от периода увлечения абстракцией и «новой вещественностью» до видеоарта 90-х. Хитом этого раздела стали придуманные Андой Роттенберг две комнаты русского и польского интеллигента времени 70-х. Комнаты очень похожи: и мебель, и люстра, и стол, и проигрыватель. Только в польской комнате больше «русского» (в том числе и переведенный «самиздат» -- сочинения Бродского, Мандельштама, Солженицына), и поет по радио Высоцкий; а в русской комнате больше польского (в том числе и модные в то время романы), и поет Анна Герман. Подпись: Одним из лейтмотивов экспозиции стали русско-польские страсти по «Черному квадрату» Малевича
Мировая премьера оперы «Дети Розенталя» в Большом театре В Большом показали сочиненную по заказу театра оперу Леонида Десятникова (либретто Владимира Сорокина, режиссер -- Эймунтас Някрошюс) «Дети Розенталя», которая еще до премьеры чрезвычайно скандализировала общественность... >>
На российских экранах -- комедия «От 180 и выше» На «Бой с тенью» выходит новый российский фильм, правда в наилегчайшем весе. Против нынешнего фаворита от «Централ Партнершип» его выставляет на ринг кассовых сборов компания «Гемини Фильм», только что откатавшая «Турецкий гамбит», а до того «Ночной дозор»... >>
Открылась выставка «Москва--Варшава» Нынешний год очень неудачный для демонстрации российско-польской дружбы. Достаточно посмотреть вчерашнюю газету, где на первой странице, под логотипом «Время новостей» рассказывается о специфических «концептуальных» проектах чиновников московской и варшавской городских администраций... >>
Jethro Tull снова в Москве Концерты начинались русскими народными песнями в электронной обработке, заканчивались композицией What A Wonderful World (запись Луи Армстронга); в середине звучала музыка группы Jethro Tull. Классики английского арт-рока снова приехали в Москву и два вечера играли в ГЦКЗ "Россия"... >>
В Москву привезли испанские фильмы Сегодня в кинотеатре ЦДЛ открываются Дни испанского кино про любовь -- как будто для тех, кому не хватило впечатлений на только что закончившихся "Ликах любви". А равно и для тех, кто хочет убедиться, что современное испанское кино не ограничивается троицей Альмодовар--Аменабар--Медем... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|