N°146
12 августа 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  12.08.2005
Вячеслав КОЧЕТКОВ
Топливное истощение
Государство признало, что в обозримом будущем не может повлиять на цены на бензин

версия для печати
Министерство промышленности и энергетики вчера де-факто признало, что до 2007 года государство не в состоянии как-либо повлиять на растущие цены на бензин. Замминистра Анатолий Яновский лишь сообщил, что для его ведомства главная задача -- не выпустить рост цен за пределы инфляции. Сотрудники министерства пытаются утешиться тем, что, по их прогнозам, через два месяца, с наступлением холодов, спрос на нефтепродукты упадет, произойдет затоваривание и бензин подешевеет. Впрочем, кроме них, в это, похоже, не верит никто.

Г-н Яновский попытался вчера перечислить все факторы, влияющие на стоимость нефтепродуктов в России. Главный -- это высокие мировые цены на нефть и ее производные, что заставляет российских нефтяников направлять большой поток топлива за границу. Однако прежде всего ситуация на мировом рынке влияет на налогообложение сырьевых компаний: по словам замминистра промышленности и энергетики, сейчас в себестоимости российской нефти уже более половины составляют налоги, так как они привязаны к мировым ценам на нефть. Да и внутрироссийская цена сырья уже сопоставима с мировой (за полгода ее среднее значение превысила 40 долл. за баррель). Впрочем, чиновник успокаивает, что рост цен на нефтепродукты в целом по стране за семь месяцев года составил всего 3,7% (министерство учитывало отпускные цены производителей топлива) и не превысил инфляцию (8,3%). В рознице, по его словам, цены выросли на 4--6,2%. Причем Минпромэнерго уточняет, что это всего лишь средняя цена, в регионах можно увидеть и снижение стоимости топлива, например, в Ханты-Мансийском автономном округе (центр российской нефтедобычи) на 17%, Смоленской области и Краснодарском крае -- на 12%, и рост более чем на 50% на Дальнем Востоке.

Как говорит г-н Яновский, с марта действует правительственное постановление по дифференциации таможенных пошлин на светлые и темные нефтепродукты (на темные введена пониженная ставка, чтобы нефтяным компаниям было выгоднее экспортировать их, а не светлые). Также были подготовлены меры антимонопольного регулирования (поскольку российский бензиновый рынок, как считает г-н Яновский, поделен между вертикально-интегрированными нефтяными компаниями) и ужесточено наказание за их невыполнение (штраф до 4% от оборота компании). И последнее, что сделало государство, -- оно стало возмещать сельхозпроизводителям часть процентов по кредитам, выданным на закупку ГСМ. Г-н Яновский признал, что этих мер «явно недостаточно», и сообщил, что еще нужно российскому топливному рынку от государства.

По его словам, рабочие группы при министерствах и ведомствах в течение последних девяти месяцев пытались определить, можно ли «отвязать» ставку налога на добычу полезных ископаемых от мировых цен на нефть. «Были проведены расчеты по влиянию горно-геологических факторов на НДПИ, и сейчас все группы приходят к пониманию, как этот налог должен выглядеть», -- сообщил г-н Яновский. Детали он обнародовать отказался, сообщив, что в сентябре соответствующие предложения будут направлены в правительство, и тогда все станет известно. Такую идею, как известно, поддерживают практически все нефтяники. Однако многие из них сомневаются, что чиновники смогут отказаться от изъятия сверхприбылей компаний (сейчас, по словам г-на Яновского, от цены каждого барреля нефти компании получают 24 долл., остальное забирает государство) в пользу снижения цен на бензин. Впрочем, как сказала вчера на пресс-конференции заместитель начальника отдела экономики департамента ТЭК Минпромэнерго Вера Алексеева, срок действия нынешних налоговых ставок заканчивается 31 декабря 2006 года, так что изменения если и будут, то не ранее 2007 года.

Кроме того, по словам г-на Яновского, ФАС продолжает настаивать на введении в России биржи нефтепродуктов для создания реальной конкуренции. До сих пор подобные попытки встречали активное сопротивление со стороны нефтяных компаний, которым выгоднее было реализовывать свое топливо на своих АЗС. На вопрос о том, как их можно «загнать» на биржу, г-н Яновский ответил, что механизмов несколько, один из них -- «привязать» налоги и пошлины к котировкам на этой бирже. В этом случае нефтяникам будет выгодно как можно дешевле продавать нефтепродукты на бирже, причем в достаточно большом объеме.

Резюмируя сказанное, г-н Яновский заявил: «Трудно ожидать, что цены на нефтепродукты будут резко падать, думаю, этого не случиться. Наша задача -- чтобы они максимально отставали от темпов инфляции». А г-жа Алексеева добавила, что за последний год (с июля 2004-го по июль 2005-го) инфляция составила 12%, при этом высокооктановые бензины, например, подорожали в среднем на 15%, а мазут -- на 52%. Выходит, государство пока не в состоянии сдержать столь стремительный рост цен на топливо.

И даже слово президента не оказывает влияния на рынок: в конце прошлого года Владимир Путин на встрече с главой ЛУКОЙЛа Вагитом Алекперовым попросил нефтяников снизить цены на 5%. ЛУКОЙЛ утверждает, что выполнил пожелание. «Но никто нашему примеру не последовал, -- заявили вчера в компании, -- и дабы не терять маржу, мы вынуждены были в мае отказаться от искусственного сдерживания цен». При этом в компании подчеркнули, что расхожее мнение о монополизации российского топливного рынка не соответствует действительности: по данным ФАС, крупные компании занимают долю 30%. В реальности же, утверждают в ЛУКОЙЛе, она еще ниже, так как большая часть АЗС -- джобберские заправки. Более того, даже на АЗС ЛУКОЙЛа далеко не всегда продается бензин с НПЗ, принадлежащих компании, из-за большого транспортного плеча.
Николай ГОРЕЛОВ


  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  12.08.2005
Вячеслав КОЧЕТКОВ
Государство признало, что в обозримом будущем не может повлиять на цены на бензин
Министерство промышленности и энергетики вчера де-факто признало, что до 2007 года государство не в состоянии как-либо повлиять на растущие цены на бензин... >>
  • //  12.08.2005
Чиновники опять начнут работать над газовой реформой
Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко так и не решился создать межведомственную комиссию «по разработке программы развития рынка газа России»... >>
  • //  12.08.2005
AP
Американская компания завоевывает интернет-рынок Поднебесной
Стремительный рост популярности Интернета в Китае не оставляет равнодушными многие западные компании. Вчера американская интернет-компания Yahoo! Inc. подписала соглашение о долгосрочном стратегическом партнерстве с китайской компанией Alibaba.com... >>
  • //  12.08.2005
«Кухонный» конфликт парализовал аэропорт Хитроу
Повара лондонского аэропорта Хитроу при поддержке грузчиков вчера заставили британскую национальную авиакомпанию British Airways отменить не менее трех десятков рейсов... >>
  • //  12.08.2005
Таинственный инвестор интересуется проектом RRJ
Финансовая лизинговая компания (ФЛК) планирует приобрести десять региональных самолетов RRJ. Контракт на эти самолеты, проектирование которых еще не завершено, будет подписан с Авиационной холдинговой компанией (АХК) «Сухой» на следующей неделе в рамках авиационно-космического салона МАКС-2005... >>
  • //  12.08.2005
Главный акционер Mittal Steel готов сократить свою долю в компании ради роста производства стали
Основатель и владелец крупнейшей в мире сталелитейной компании Mittal Steel индийский предприниматель Лакшми Миттал готов сократить свою долю в компании, чтобы использовать вырученные средства для расширения своей империи... >>
  • //  12.08.2005
Правительство утвердило новый состав совета директоров РЖД
Правительство, являясь на 100% акционером «Российских железных дорог», утвердило новый совет директоров железнодорожной монополии. Как и ожидалось, экс-президент компании Геннадий Фадеев остался в составе совета. Зато его покинул глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев... >>
  • //  12.08.2005
Роман МУХАМЕТЖАНОВ
Немецкий концерн ждет рекордных показателей за год
Структурная перестройка крупнейшего немецкого энергетического концерна E.ON, по сути, закончилась... >>
  • //  12.08.2005
Страховое общество РОСНО собирается приобрести двух украинских страховщиков -- ОДО (общество с дополнительной ответственностью) «Гелиос» и ОДО «Страховая компания «Гелиос Лайф»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика