N°127 18 июля 2005 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
РЖД -- «не дойная корова» Владимир Якунин озвучил новый курс развития компании
Владимир Якунин, сменивший Геннадия Фадеева на посту президента «Российских железных дорог» (РЖД), на прошедшем в пятницу селекторном совещании впервые обозначил свое представление о состоянии компании и перспективах ее развития. «Наша рентабельность минимальна. Износ основных средств близок к критическому. Нам требуются огромные инвестиционные ресурсы. А наши рыночные позиции имеют тенденции к ухудшению. Мы теряем рынки высокодоходных грузов», -- сообщил глава РЖД. В итоге РЖД недополучили за полгода 10,5 млрд руб. (почти 300 млн долл.) от запланированного советом директоров дохода. Ответственность за такое состояние дел г-н Якунин возложил на прежнее руководство РЖД -- по его словам, антикризисные меры были разработаны еще в феврале, но не приняты, что усугубило положение компании. Для сохранения прибыльности компании на минимальном уровне железнодорожники просят правительство дополнительно повысить в этом году тарифы на грузовые перевозки на 4%.
«Оптимистичные декларации о том, что у нас все замечательно и будущее наше безоблачно, были, похоже, либо отражением поговорки «Оптимист -- это плохо информированный пессимист», либо непониманием сути бизнеса в рыночных условиях, -- заявил г-н Якунин. -- Мы находимся в длительном процессе реформирования, и есть риск, что РЖД, вместо того чтобы к концу третьего этапа реформирования стать инфраструктурно-перевозочной компанией, занимающей 50% рынка перевозок, постепенно превратится в компанию, с одной стороны, предоставляющую капиталоемкие услуги инфраструктуры, а с другой -- осуществляющую низкорентабельные грузовые перевозки, без которых невозможно функционирование базовых отраслей российской экономики... И нас не должен вводить в заблуждение небольшой рост отдельных, как правило, количественных показателей работы. Тем более что система отчетности вызывает все больше сомнений в своей адекватности». Результаты деятельности РЖД за первое полугодие, по его оценке, оказались чуть ли не самыми плохими за последние годы. По словам г-на Якунина, РЖД может недополучить как минимум 17 млрд руб. дохода. Полученный же доход от перевозок составил менее 47% от годового плана, что лишь на 9,6% больше, чем за тот же период прошлого года. Хотя с учетом проведенной индексации тарифов и планового роста объема должен был вырасти на 15%. Компания, как говорит г-н Якунин, не может сама компенсировать потери доходов, возникающие из-за изменения структуры грузооборота (из-за более низких тарифов судоходных компаний грузоотправители в период навигации предпочитают использовать железную дорогу исключительно для доставки грузов к портам). Поэтому РЖД выступает с настойчивыми просьбами к государственным регулирующим органам увеличить тариф на грузоперевозки в текущем году на 4%. Впрочем, по его словам, вместе с предложенным комплексом мер по снижению издержек это позволит обеспечить лишь «минимальный уровень прибыльности компании в текущем году». Пока же, по прогнозам г-на Якунина, прибыль РЖД во втором полугодии может составить 223 млн долларов. О том, что РЖД ведет с ФСТ переговоры о доиндексации тарифов на грузоперевозки в 2005 году, г-н Якунин говорил еще в конце мая (тогда он был первым вице-президентом РЖД). По его словам, тарифы РЖД в этом году должны быть индексированы на 8,5%, при том что уровень инфляции может достичь более 10%. Если этого не случится, РЖД, говорил он, получит около 22 млрд руб. убытков. Впрочем, руководству РЖД во главе с Геннадием Фадеевым тогда не удалось склонить правительство на свою сторону. На заседании правления компании в июне (при назначении г-на Якунина ее президентом) г-н Фрадков заявил, что правительство готово рассмотреть возможность доиндексации тарифов, однако выразил сомнение в качестве представленных РЖД обоснований. Вице-премьер Александр Жуков указал на то, что решение о дополнительной индексации идет вразрез с линией правительства на сдерживание инфляции и вызовет необходимость увеличения бюджета ведомств, которые пользуются услугами РЖД (Минобороны, МЧС, Минздрав и др.). Кроме того, утверждал вице-премьер, финплан развития РЖД на 2006--2008 годы не содержит программы оптимизации издержек и носит инерционный характер. Эту точку зрения поддержал и Минфин. Изменилась ли сейчас позиция финансового ведомства, неизвестно. В Минэкономразвития «Времени новостей» сообщили, что согласны поддержать предложения РЖД доиндексировать грузовые тарифы, но только на 2--3%. «И то при условии, что в следующем году железнодорожные тарифы будут меньше, чем планировалось, на столько процентов, на сколько они будут повышены в нынешнем», -- пояснил сотрудник министерства. По словам источника, такая мера позволит РЖД получить прибыль уже сейчас, а в 2006 году эффект от повышения тарифов сгладится, поскольку рост не будет столь резким. Окончательно вопрос о доиндексации тарифов, по словам чиновника, должен решиться в августе, когда будут корректироваться программы развития естественных монополий. Г-н Якунин после селекторного заседания пошел на правление Федеральной службы по тарифам, где, по его словам, должен был рассматриваться вопрос о повышении железнодорожных тарифов. И президент РЖД выразил уверенность в том, что он будет решен положительно. «Подготовлено детальное подробное обоснование, которое было согласовано со всеми ведомствами», -- пояснил он. Однако в пресс-службе ФСТ в пятницу сообщили, что итоги правления будут известны только 18 июля, уточнив, что отдельно вопрос о железнодорожных тарифах не обсуждался. Впрочем, РЖД наметили и некоторые другие корпоративные шаги, направленные на улучшение финансовых показателей. Г-н Якунин напомнил, что будет проведена управленческая реформа, в результате которой резко сократится число членов правления компании, а также произойдет укрупнение филиалов (дорог). Помимо перехода к новой структуре управления, по словам главы РЖД, нужно научиться работать с клиентами и внедрить дифференцированный подход к ним, ввести в практику разные классы услуг. «Нам надо подчинить всю нашу технологию перевозок интересам клиентуры, -- заявил г-н Якунин, -- и наконец выйти на рынок с интегрированными транспортными услугами, стать своеобразным транспортным интегратором, распространить свое влияние за пределы железнодорожной инфраструктуры. Необходимо повысить прозрачность своей деятельности, обеспечить равнодоступность инфраструктуры и на этой основе добиться дерегулирования вагонной составляющей. Одним из элементов индивидуального подхода к работе с клиентом должны стать долгосрочные контракты с грузоотправителем с определением взаимной финансовой ответственности -- по принципу «вези или плати». Только получив гарантии объема перевозок по согласованным маршрутам и стабильную доходную базу, мы можем поддерживать решения о предоставлении исключительных тарифов». Г-н Якунин особо подчеркнул: компания должна работать так, чтобы страна и чиновники не воспринимали ее ни как федеральное министерство, ни как «государство в государстве, ни, извините, как дойную корову».
Россия и Украина решили проблему исчезнувшего газа «Газпром» и «Нафтогаз Украины» вчера наконец договорились о том, как решить проблему исчезнувших в украинских подземных хранилищах (ПХГ) 7,8 млрд кубометров газа... >>
Она стала первой российской компанией, у которой падает объем добычи «Сибнефть» вновь огорчила инвесторов. В начале прошлой недели компания сообщила о сокращении прибыли по итогам прошлого года на 10,2% (в результате ее не хватит на дивиденды, если, конечно, они будут начисляться, как было обещано, в размере 2,3 млрд долл.).. >>
Владимир Якунин озвучил новый курс развития компании Владимир Якунин, сменивший Геннадия Фадеева на посту президента «Российских железных дорог» (РЖД), на прошедшем в пятницу селекторном совещании впервые обозначил свое представление о состоянии компании и перспективах ее развития. «Наша рентабельность минимальна... >>
Shell предложено отдать «Сахалин-2» подешевле Намерение Sakhalin Energy пересмотреть затратную смету и сроки начала поставок газа в рамках проекта «Сахалин-2» не осталось без внимания «Газпрома». Газовый монополист в 2006 году должен стать блокирующим акционером в проекте, поменявшись с компанией Royal Dutch/Shell активами... >>
«Нафта-Москва» оказалась владельцем 5,3% акций государственного банка Миноритарные акционеры Сбербанка стали раскрывать свои доли. В минувшую пятницу банк официально сообщил, что «Нафта-Москва», контролируемая депутатом Госдумы Сулейманом Керимовым, увеличила свой пакет обыкновенных акций Сбербанка с 4,9% более чем до 5,3%... >>
Latvijas gaze попытается оспорить либерализацию отрасли Планы латвийского правительства по либерализации рынка газа в стране грозят обернуться судебными разбирательствами с компанией-монополистом Latvijas gaze (LG). Ее акционеры в конце сентября рассмотрят вопрос о подаче иска против государства. Власти Латвии собираются открыть газовый рынок страны по требованию Евросоюза... >>
Калифорния, Вашингтон и Орегон могут получить компенсацию за энергокризис 2001 года Корпорация Enron Corp. продолжает улаживать многочисленные иски даже после своего скандального разорения. Как сообщает агентство AFP, в минувшую пятницу техасский концерн согласился осчастливить сразу три американских штата, выплатив им огромную компенсацию -- 1,52 млрд долл... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|