N°122
11 июля 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  11.07.2005
Противоестественные монополии
Депутаты одобрили закон о защите конкуренции

версия для печати
Злоупотреблять своим монопольным положением на рынке, будь то транспортировка энергии, производство цемента или создание программного обеспечения, в скором времени должно стать сложнее. Госдума в пятницу приняла в первом чтении законопроект "О защите конкуренции", вводящий новые критерии для оценки злоупотреблений доминирующим положением на рынке.

Сегодня вопросы конкуренции регулируются двумя законами -- "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" и «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», однако ни один из них не дает антимонопольным органам достаточных инструментов для контроля за рынками. Новый закон уточняет основные понятия: «доминирующее положение», «согласованные действия, ограничивающие конкуренцию», «монопольно высокая цена», «монопольно низкая цена», «необоснованно высокая (низкая) цена», «конкурентная цена», «недобросовестная конкуренция», «дискриминационные условия».

Занимающими доминирующее положение на рынке будут те предприятия, доля которых на рынке определенного товара (не имеющего адекватной для потребителя замены) более 50 %. Или даже менее, если это доминирующее положение подтверждено антимонопольным органом и признано допустимым. В отношении холдингов законопроектом вводится понятие коллективного доминирования, когда две-три компании занимают каждая на рынке более 50%.

Разгрести монопольные завалы даже с помощью нового закона будет непросто: страна большая, предприятий в ней много, и, если конкуренты не подадут в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) злую кляузу, у антимонопольщиков нескоро дойдут руки до всех и каждого. Но если по результатам рассмотрения дела доминирующее положение группы компаний будет установлено, ей автоматически запретят во избежание штрафа устанавливать монопольно высокие цены, изымать товары из обращения, навязывать контрагентам невыгодные условия, необоснованно сокращать или прекращать производство товаров, необоснованно отказываться от заключения договоров с другими покупателями.

Впервые в антимонопольном законодательстве появится понятие государственной помощи, когда казенные средства предоставляются коммерческой структуре. Причем важно это не столько в контексте денег, сколько применительно к земельным ресурсам, недвижимости и предоставлению индивидуальных, договорных льгот по ведению бизнеса.

Отчасти законопроект смягчает условия игры на рынке: отменяет предварительный контроля приобретения акций в объеме более 20% капитала предприятия, отказывается от антимонопольного контроля за сделками, величина активов одного из участников которых не превышает 30 млн руб. Деятельность естественных монополий также полностью подпадет под действие закона. Представляя законопроект в думе, глава ФАС Игорь Артемьев заявил: « Закон должен будет концентрировать внимание антимонопольных органов на противоправных действиях крупных предприятий, освобождая из-под мелочной опеки предприятия малого и среднего бизнеса».

По его словам, документ будет давать гарантии бизнесу от возможного произвола чиновников, так как любое решение и предписание ФАС могут быть приостановлены с момента обращения компаний в суд.

Однако не все эксперты уверены в действенности судебных разбирательств бизнеса и власти. По словам председателя думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислава Резника, настораживает и то, что антимонопольщики получат неограниченный доступ к информации, какого не имеет даже прокуратура. По мнению главы комитета по собственности Госдумы Виктора Плескачевского, поскольку в подавляющем большинстве отраслей доминирующее положение занимает государство, нельзя надеяться на то, что судебная власть может защитить предпринимателя в конфликте с госорганом. Правда, его коллега из комитета по кредитным организациям Алексей Митрофанов, наоборот, считает, что новый закон даст государству недостаточно антимонопольных полномочий. «Антимонопольная служба в идеале должна иметь силовой компонент и подчиняться президенту, который бы контролировал тарифы на воду, бензин, железнодорожные перевозки и учетную ставку ЦБ», -- сказал он.

Самого основного, а именно -- какими санкциями будет караться нарушение антимонопольного законодательства -- в законе пока нет. И скорее всего не будет. Размер штрафов для нарушителей будет прописан в Кодексе об административных поручениях. Также ко второму чтению, которое состоится предположительно в начале октября, депутаты могут дополнить законопроект нормами, отдельно регулирующими рынок продовольствия и рекламы.

Курорты зонами не назовут

В пятницу Госдума также приняла во втором чтении закон «Об особых экономических зонах». После первого чтения законопроект существенно изменился. Размер промышленно-производственных зон увеличен с 10 до 20 кв. км. Депутатам удалось настоять на отходе от предложенного правительством принципа greenfield (когда земли, отводимые под особые зоны, не принадлежат юридическим лицам или гражданам). Решено, что наличие у земли хозяина, а также транспортной и инженерной инфраструктуры не будет мешать созданию на ней зоны. Особенно любопытно в контексте законопроекта новое прочтение «дедушкиной оговорки»: если вновь принимаемые законы или иные нормативные акты могут ухудшить положение резидентов зон, то применяться к резидентам они не будут, если это не налоговые изменения. То есть на возможное изменение налогового режима «дедушкина оговорка» не распространяется. Вместе с тем депутаты отклонили поправку, вводящую курортно-рекреационный тип зон, пообещав, правда, что для курортных зон будет написан отдельный законопроект.
Ирина СКЛЯРОВА


  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  11.07.2005
AP
Дума закончила самую живую сессию в своей истории
Госдума в минувшую пятницу завершила весеннюю сессию. С начала года палата приняла 130 законов, создала пять рабочих групп для реализации положений послания президента, пережила одну драку, одну голодовку и один фракционный раскол... >>
  • //  11.07.2005
Почти треть россиян готовы участвовать в массовых акциях протеста
Исчерпанность негативной повестки дня, усталость и сезонная летняя потеря интереса к политике улучшили самооценку россиян. К такому выводу пришли эксперты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проанализировав результаты опросов за первую половину 2005 года... >>
  • //  11.07.2005
Депутаты одобрили закон о защите конкуренции
Злоупотреблять своим монопольным положением на рынке, будь то транспортировка энергии, производство цемента или создание программного обеспечения, в скором времени должно стать сложнее... >>
  • //  11.07.2005
ИТАР-ТАСС
Герман Греф ищет способы удвоения ВВП в регионах
Красноярский край, который после объединения с Таймыром и Эвенкией становится самым крупным российским регионом, должен стать и локомотивом экономического развития страны. Пока показатель роста ВВП в крае почти в два раза ниже общероссийского... >>
  • //  11.07.2005
Массовые акции протеста с голодовками и коллективным вскрытием вен в российских колониях -- во Льгове, Омской и Ростовской областях -- не вызвали особого интереса в обществе... >>
  • //  11.07.2005
Роман Мухаметжанов
Госдума переписала главу Налогового кодекса об НДС
В пятницу депутаты рассмотрели в третьем, окончательном чтении пакет поправок по реформе налога на добавленную стоимость. Из бурно обсуждавшихся ранее с правительством предложений по реформе этого налога выжило лишь несколько. Большая часть этих предложений ухудшает положение плательщиков... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика