N°12
27 января 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  27.01.2005
Юрий ШПАКОВ
«Освенцим -- это страшное пятно на памяти Европы»
версия для печати
Берлинский раввин Хаим РОЗВАСКИЙ родился в религиозной семье польских евреев и пережил холокост ребенком в одной из западных областей Белоруссии. После войны оказался в Германии, а позже в Канаде и США, где учился в Чикаго, семь лет назад вернулся в Германию и с 2001 года служит раввином в одной из синагог Берлина. Раввин Розваский негативно реагирует на то, что с годами трагедия холокоста превращается в «историческое событие», коммерциализируется, ее используют в политических целях. При этом г-н Розваский заявил берлинскому корреспонденту "Времени новостей", что настало время внести в еврейский календарь день поминовения жертв холокоста, который отмечался бы во всех синагогах.

-- С какими чувствами и мыслями пришли вы к дню 60-летия освобождения Освенцима?

-- Даже такое светлое событие, как освобождение узников Освенцима, нельзя вспоминать без боли и печали. Как могли совершившие это варварское преступление против целого народа уподобиться хищным зверям? Люди еще долго будут искать ответы на этот вопрос. Но важно и понять, как нам жить и что делать, чтобы подобное никогда не повторилось. Нынешние и все последующие поколения должны знать, что на самом деле произошло в годы нацизма. Самый трудный вопрос -- как рассказать эту правду? Что могут рассказать о холокосте своим детям их отцы и деды, поколение, которое несет из-за своего безразличия и отстраненности вину за Освенцим. А что смогут рассказать о преступлениях против еврейского народа своим детям наши потомки завтра?

-- Перед Богом нацисты были также не более чем людьми. Что вы думаете об этом как священнослужитель?

-- Нацизм возник в Германии не сам собой -- для него появилась питательная почва. Почему «порядочные люди» не оказали ему достаточного сопротивления? Ответ прост и сводится к старой притче о трех обезьянах. Никто ничего не видел, не слышал и не говорил, но все знали, что происходит. Я был в годы гитлеровской оккупации в Белоруссии еще совсем ребенком, и меня, рискуя всем, прятали у себя крестьяне. Они знали, что происходит. Сегодня молодые люди спрашивают: что же было в те страшные годы? Но кто им расскажет об этом? Ведь даже спустя всего полвека после Освенцима многие на официальном уровне пытались затушевать истину. Освенцим взывает к правде, но правда еще до конца не сказана.

-- Не только ответственными за преступления, но и жертвами?

-- Большинство жертв долгие годы были полны боли и молчали. Я сам, иудаистский проповедник, не позволял и не позволяю себе громких речей об этом. Еще когда был студентом, носил больше в глубине души, молчал...

- Почему?

- Из страха, из скорби. Нас так учили. Помню, еще мой учитель в еврейской школе в Чикаго говорил: «Все, что ты знаешь о Шоа, холокосте, носи в себе, не говори много об этом. Слишком все это больно для нас». Сегодня, спустя 60 лет после Освенцима, мы говорим: мы -- это мы. Но скажите мне, должны ли другие молчать и делать вид, что ничего не произошло?

Германия сегодня считается одной из самых демократичных стран Европы. Однако на днях группа депутатов от ультраправой Национально-демократической партии в парламенте Саксонии покинула зал, потому что им не удалось доказать, что бомбардировка Дрездена англо-американской авиацией в феврале 1945 года была «холокостом в отношении немцев».

Нельзя класть на одну чашу весов газовые камеры и печи Освенцима, а на другую что-то еще и сравнивать, что страшнее. Сейчас пытаются сравнивать вермахт и Красную армию, немецких беженцев с нынешних польских и чешских территорий и еврейских жертв. Это делается, чтобы можно было отрицать зверские преступления нацизма. Но ключевой трагедией того времени был и останется Освенцим.

-- Но согласитесь, что в нынешней Германии к заботам и проблемам евреев отношение весьма чуткое. Во всяком случае на официальном уровне. Хотя, по оценкам экспертов, сегодня каждый пятый немец в той или иной мере склонен к антисемитизму...

-- Этот показатель не выше, чем в какой-нибудь другой европейской стране. В 2004 году во Франции зарегистрировано 1500 фактов антисемитизма и расизма. Антисемитизм всегда был и остается вопросом сложным и комплексным. У меня в Германии много добрых друзей среди немцев. Но любые проявления общественного антисемитизма влекут за собой не только бурные протесты, но и юридические шаги со стороны государства.

Однако на бытовом уровне евреям в Германии, да и в других странах Европы нередко приходится испытывать унижения и оскорбления. Проще всего это объяснить недостатком знаний в вопросах религий в целом и иудаизма в частности. Все это необходимо начинать разъяснять с детства. Грех жаловаться -- в Германии на этот счет очень много хороших законов и директив. Но реализовать их сложно. Прежде всего где взять достаточно квалифицированных в этих вопросах школьных учителей?

Не секрет, что для многих существование евреев в Германии труднообъяснимо, хотя евреи еще со времен Римской империи были интегрированной частью общества на территории нынешней Германии. (До войны в Германии проживало 650 тыс. евреев, сегодня их не больше нескольких десятков тысяч). Но если бы в нашей свободной стране не существовало свободы для евреев, то свободы не было бы ни для кого.

-- Как складываются ваши отношения с другими конфессиями в Берлине?

-- С мусульманскими имамами пока контакта не получается. Но с христианскими церквами мы находимся в постоянном диалоге. Протестантская церковь признала наконец трагедию Шоа -- всего лет десять назад. Что думали святые пасторы в течение полувека? Освенцим -- это страшное пятно на памяти Европы.
Беседовал Юрий ШПАКОВ, Берлин


  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  27.01.2005
REUTERS
60 лет назад наши войска освободили Освенцим
В 30--40-х годах на территории Европы, контролируемой Третьим рейхом, насчитывалось несколько десятков концентрационных лагерей, созданных с различными целями. Лагеря смерти стояли в этой системе особняком... >>
  • //  27.01.2005
Юрий ШПАКОВ
Берлинский раввин Хаим РОЗВАСКИЙ родился в религиозной семье польских евреев и пережил холокост ребенком в одной из западных областей Белоруссии... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика