N°74
28 апреля 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  28.04.2004
ИТАР-ТАСС
Три миллиона на ветер
Геннадий Фадеев решил воскресить «Сокол-250»

версия для печати
Железнодорожники продолжают бредить идеей высокоскоростного сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой. Вчера президент РЖД Геннадий Фадеев неожиданно сообщил информагентствам, что проект «Сокол-250» все же будет жить, несмотря на то что более года назад он сам лично поставил на нем крест. Тогда, заняв кресло министра путей сообщения, г-н Фадеев был недоволен результатами работ: «Все разговоры о том, что его («Сокол-250». -- Ред.) можно довести до ума, просто выколачивание миллионов. Пустая трата денег». Теперь президент РЖД говорит: «Мы доведем экспресс до состояния, пригодного для перевозки пассажиров».

«Сокол-250», способный перемещаться со скоростью 250--350 км/ч, создавался специально для магистрали Москва--Санкт-Петербург. Он должен был заменить морально устаревшие ЭР-200 (скорость 200 км/ч) и сократить время пути из одной столицы в другую до трех часов. Грандиозный проект (поезд, вокзал и трасса) был оценен в 5 млрд долл. с окупаемостью восемь лет. Его разработкой на базе завода «Трансмаш» и финансированием совместно с МПС занималось созданное в 1991 году РАО «Высокоскоростные магистрали» (70 и 30% соответственно). В 1991 году Борис Ельцин выпустил указы о строительстве дороги и поезда. Однако скоростная магистраль существует только в проекте, а вместо запланированного под «Сокол» спецдепо и транспортно-коммерческого центра остался вырытый неподалеку от Московского вокзала в Санкт-Петербурге котлован.

Покровительствующий проекту экс-министр МПС Николай Аксененко хотел презентовать поезд к 300-летию Санкт-Петербурга. В 2001--2002 годах состав «Сокола-250» вышел на линию, но обкатка не удалась: в пути постоянно случались мелкие аварии. В результате госкомиссия обнаружила более 50 недостатков, связанных с безопасностью движения. В январе 2002 года г-н Аксененко лишился должности и попал в опалу Генпрокуратуры, а назначенный министром г-н Фадеев поспешил избавиться от скандально известного проекта. В начале прошлого года на совещании инвестиционного комитета новый глава МПС, обсуждая вопрос об организации скоростного пассажирского движения, назвал проект «Сокол-250», из-за которого, по его словам, «министерство потеряло время, деньги и веру» в создание системы скоростного движения в России, «исторической ошибкой».

Вчера же в ходе рабочей поездки в Питер г-н Фадеев заявил, что продолжить проект железнодорожников убедил генеральный проектировщик поезда -- конструкторское бюро «Рубин» (проектировало затонувшую подлодку «Курск»). Именно его работой и был недоволен более года назад министр МПС. Теперь, судя по всему, ситуация изменилась. Однако что же именно произошло, в РЖД предпочли не обсуждать. «В прошлом году мы отказали «Рубину» в финансировании и предложили найти инвестора, который смог бы исправить недоработки и представить поезд на межведомственную комиссию», -- говорит источник в РЖД. Между тем г-н Фадеев сказал журналистам, что руководство РЖД приняло решение «профинансировать работы» «Рубина». На доводку, по данным КБ, потребуется 3 млн долларов.

Ранее МПС сообщало, что на проект потрачено 450 млн долл. Но главный конструктор «Сокола» в КБ «Рубин» Александр Арсентьев вчера заявил газете «Время новостей», что «эти сведения не соответствуют действительности, и начиная с 1993 года на проект было потрачено всего 32,5 млн долл.». Другой источник в КБ считает, что временная остановка проекта была вызвана политическими причинами: «Многие иностранные партнеры, такие как Siemens, General Electric, Bombardier и др., с которыми МПС вело переговоры о создании высокоскоростного поезда, не хотели делиться технологиями и были заинтересованы, чтобы Россия не создавала собственное производство, а покупала поезда у них», -- говорит он. Например, поезд «Интерсити-экспресс» производства Siemens обходится немецкой Deutsche Bundesbahn примерно в 25 млн евро. Разовая же закупка, очевидно, возможна по более высокой цене.

Г-н Фадеев, забраковав проект, возлагал надежды на совместное производство высокоскоростного поезда. Но, как уже было сказано, технологиями делиться никто не захотел. «Теперь, -- говорят в «Рубине», -- РЖД просто некуда деваться: износ подвижного состава принимает катастрофические масштабы, на проектировку нового поезда нет времени, а на закупку за границей -- денег».

КБ, несмотря на закрытие проекта, по словам г-на Арсентьева, не прекращало вести работу по исправлению недостатков. И теперь, если будут найдены 3 млн долл., «Рубин» обещает через полтора года запустить «Сокол» в серийное производство. Один поезд в таком случае, по словам г-на Арсентьева, обойдется заказчику в 24 млн долл. Для высокоскоростного сообщения Москва--Питер уже требуется пять поездов, еще 13 будут необходимы до 2012 года на других маршрутах.
Яна ВИКТОРОВА


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  28.04.2004
Виктор Геращенко вернет нефтяные деньги Родине
Депутат Госдумы, экс-глава Центробанка Виктор Геращенко вчера подтвердил, что ему сделано предложение войти в совет директоров ЮКОСа. Очевидно, что перспектива этого предложения -- стать председателем совета, т.е. пройти путь нынешнего президента компании Семена Кукеса... >>
//  читайте тему:  Дело ЮКОСа
  • //  28.04.2004
Менеджмент пытается успокоить инвесторов
Менеджеры ЮКОСа вчера попытались донести свое видение ситуации вокруг компании до инвесторов, напуганных угрозой дефолта по кредитам и снижением инвестиционного рейтинга. Финансовый директор компании Брюс Мизамор отправился в Лондон, где устроил конференцию, которая транслировалась по Интернету. Впрочем, начал он как раз с плохих новостей... >>
//  читайте тему:  Дело ЮКОСа
  • //  28.04.2004
ИТАР-ТАСС
Геннадий Фадеев решил воскресить «Сокол-250»
Железнодорожники продолжают бредить идеей высокоскоростного сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой. Вчера президент РЖД Геннадий Фадеев неожиданно сообщил информагентствам, что проект «Сокол-250» все же будет жить, несмотря на то что более года назад он сам лично поставил на нем крест... >>
  • //  28.04.2004
Роман Мухаметжанов
Алексей Миллер придумал, как заплатить меньше дивидендов
Дивидендная политика «Газпрома», утвержденная 24 апреля 2001 года, приказала долго жить. Правление концерна по указу Белого дома предлагает совету директоров рекомендовать общему собранию акционеров направить на дивиденды 11,3% чистой прибыли, чтобы уложиться в сумму 16,1 млрд руб... >>
  • //  28.04.2004
Вкладывать в столичное жилье желающих нет
На состоявшейся вчера конференции «Инвестиции в недвижимость Москвы и Московской области» большинство участников в очередной раз констатировали: вложения в рынок жилья носят спекулятивный характер... >>
  • //  28.04.2004
Иркутская область отдала на разработку Ковыкты последние деньги
Иркутский губернатор Борис Говорин вчера в очередной раз заявил, что «Газпрому» следовало бы войти в проект освоения Ковыктинского месторождения, купив акции компании-оператора «РУСИА Петролеум» у региональной администрации (около 11%) и «Интерроса» (около 27%)... >>
  • //  28.04.2004
УГМК продала «ЕвразХолдингу» Качканарский ГОК
Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) продала акции Качканарского горно-обогатительного комбината «Ванадий» «ЕвразХолдингу». По словам свердловского губернатора Эдуарда Росселя, сделка была завершена в прошлую пятницу, о чем ему рассказал президент «ЕвразХолдинга» Александр Абрамов... >>
  • //  28.04.2004
«Роснефть» подвела финансовые итоги прошлого года
«Роснефть» вчера опубликовала свои финансовые результаты за прошлый год, не дожидаясь пока будет готов ее отчет по стандартам US GAAP. По российским стандартам бухгалтерского учета ее чистая прибыль в прошлом году составила почти 900 млн долл., увеличившись по сравнению с 2002 годом на 64%... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика